В какой-то момент я сильно задружился с реконструкторами (люди, занимающиеся воссозданием определенного исторического периода), а среди них много бардов… Так нас окружили люди с гитарами, теперь море и песни у нас едины. В начале и конце сезона навигации традиционно идем на какой-нибудь красивый остров, устраиваем там концерты, пьем, жарим шашлык…
Вот уже пять лет у меня на корабле – строгий "сухой закон": за сутки до выхода в море - даже пиво запрещено. Похмеляться - только кефиром. Выпивший человек – непрогнозируем в поведении, в таком состоянии во многих просыпаются пираты и капитаны со стажем: на мачту ему надо залезть, с пушки пальнуть… По рыболовецким временам знаю, что 50-60 процентов рыбаков гибнет именно из-за алкоголя. И сам я капитаном стал, потому что прежний капитан пил. Море не любит пьяниц и дураков - всегда наказывает.
Море – оно вообще очень непредсказуемое: сейчас оно ласковое, через три часа - жесткач. Как-то возле Гданьска мы на ровном месте попали в сильнейший шторм: ветер 25 метров в секунду, рей чертил полосы по воде, на моих глазах 130-килограммовая пушка разорвала крепеж, взлетела в воздух и унеслась за борт – пришлось потом отливать новую.
Как-то, выйдя из Свиноустья, мы уныло продвигались на моторе против ветра, а когда ветер вдруг повернулся в нужную сторону, радостно поставили все паруса. И тут недалеко от правого борта организовался настоящий смерч. Сильнейший порыв ветра выдрал шкот грота. Я тут же погнал команду с палубы, чтобы оторвавшиеся блоки не покалечили людей. И правильно сделал: на моих глазах деревянное весло спасательной лодки столкнулось в воздухе с блоком и разлетелось в щепки... По счастью, все закончилось благополучно. А что нас не убивает, то делает сильнее.
Сундук с сокровищами, недосягаемая кронпринцесса и любовь под парусом
Foto: Māris Morkāns
- Мой корабль – единственный исторический в Латвии в своем классе. У эстонцев их - целых 14. Мы подружились – они пригласили меня к себе в Ассоциацию: мол, что ты один маешься. Теперь вместе участвуем в разных мероприятиях. Например, в слете исторических кораблей Baltic Sail в Гданьске или Свиноустье. Эстония поддерживает имидж морской державы не только на словах. Например, Таллин выделили всем парусникам Ассоциации деньги на покупку дополнительных средств безопасности. И нашему тоже. Я набрался у соседей немало замечательных идей. Вот уже третий год в конце мая мы проводим благотворительное мероприятие "Даугава под парусами" – катаем на яхтах детей с ограниченными возможностями. Нас поддерживают реконструкторы – от Северной войны до Средневековья. В этом году мероприятие пройдет 29 мая в яхт-клубе на Кипсале.
Дети – это вообще, отдельная песня. Некоторых после прогулки на корабле – не отодрать от мачты: мечтают стать пиратами. Мы придумали очень интересную и поучительную форму празднования детских дней рождений - "Поиск клада". Выходим в море, в какой-то момент незаметно кидаем бутылку в воду, а потом торжественно выуживаем. В бутылке - карта с информацией о кладе, который мы предварительно зарыли на Острове сокровищ в устье Лиелупе. Ищем остров по карте, высаживаем там детей с аниматором-пиратом, компасом и лопатами. Как-то аниматор ошибся на несколько шагов – вырыл яму с человеческий рост, и ничего… Все закончилось благополучно, по моей наводке, сокровища были вырыты.
Очень любят на нашем паруснике отмечать свадьбы. А как же: алые паруса, Грей, Ассоль… Мы еще и специальный флаг молодоженов вывешиваем на бушприте (брус, выступающий вперёд с носа корабля), и палим из пушки, чтобы оповестить город о рождении новой пары. Однажды я даже провел символическое бракосочетание на воде. Молодые расписались в Англии, а в Латвии устроили необычную свадьбу на бис для родных и друзей.
Как-то была совсем уж удивительная история. Буквально одновременно мне позвонили литовец и девушка из Латгалии, совершенно незнакомые друг с другом, попросили взять их на борт в поездку. Всю дорогу они не покидали палубы - их выворачивало за борт. Через несколько дней после возвращения позвонили, что решили пожениться.
А сколько мы разных интересных людей перевозили – не сосчитать! Разве что с кронпринцессой Викторией не срослось: все было заказано на самом высоком уровне, мы уже и новый трап сделали, и траву покрасили, но стихия подвела - пришлось отменить. У нас проводились заседания Виторган-клуба, день рождения Сергея Светлакова, снимались "Непутевые заметки" с Дмитрием Крыловым, музыкальный клип Денни Мэй и Роберто Мелони. А Борис Моисеев на 60-летие так увлекательно излагал свою биографию, что заслушавшийся матрос не те концы отдал и гафелем (рея с вилообразным концом) чуть не пришиб артиста.
В этом году Рига купила права на проведение Baltic Sail во время Дней города 18-20 августа - удалось пригласить семь исторических кораблей. Будет парад парусников и яхт, прогулки по Даугаве (в том числе одна – на салют) и, с помощью реконструкторов, устроим небольшую морскую битву – продемонстрируем, как в старину пираты делали ложные маяки, заманивали торговые суда и нападали.
Покататься на "Либаве" можно в течение всего лета, пока она стоит у причала в Городском яхт-клубе на Кипсале, начиная с 27 мая - можно арендовать на тематическое мероприятие или купить билеты на двухчасовую прогулку под парусами с музыкой и пирожными. Такие возможности для корабля жизненно необходимы: содержание деревянного парусника обходится недешево, да и кредит не спит…