Парусник Libava уже много лет один из самых уважаемых гостей на любых фестивалях исторических кораблей, которые организуются в портовых городах на Балтике. Почти весь прошлый сезон Libava можно было увидеть у причала Рижского яхт-клуба на Кипсале -- понятно, когда парусник не ходил по морю. А месяц назад Libava перешла в родную Лиепаю -- на зимовку. Теперь на ней уже такелаж разобрали, паруса убрали, над кораблем сделали крышу от снега и дождей, чтобы «дерево» беречь:
-- Зима -- время, когда мы занимаемся ремонтом, чтобы к новому большому сезону подготовиться. А ремонтировать надо многое, ведь Libava живет полной жизнью, не простаивает ни дня. Дерево такой материал, который необходимо постоянно осматривать.
Причем, раз уж мы ходим по Балтике с народом (корабль весит 40 тонн и может принять на борт до 36 человек), у нас повышенные требования к безопасности -- от Регистра Латвийской морской администрации. Перед новым сезоном парусник будет проходить большую проверку корпуса и различных технических характеристик. Подобные проверки нам важно проходить раз в два года, что, конечно, волнует.
Впрочем, с парусником все в порядке, хотя Libava и выдержала уже не один шторм, например, когда ходила из Риги в Швецию или на Сааремаа. Так что за зиму все что надо мы подремонтируем, и к новому сезону рижане и жители других городов вновь увидят Libava -- и даже смогут пройти на ней под парусами, -- обещает Анатолий Молоканов...
Чего стоит корабль построить? Почему алые паруса – не только романтично, но и практично? Как далеко от морской болезни до любви? Почему шведская кронпринцесса Виктория не вышла в море? Куда ведут следы герцога Екаба? Капитан исторического парусника Lībava Анатолий Молоканов рассказал порталу Delfi о счастливой жизни под парусами.
"Толик М. стоит трёх тысяч моряков. Он капитан и судовладелец. У него полно железных кораблей и один деревянный парусник, копия шхуны короля Карла II. Толик ходит на нём по Балтике, стреляет из пушек картошкой. Чуrунные ядра, как ни целься, иногда попадают в цель, что довольно дорого. После нескольких таких случаев Толик перешёл на стрельбу овощами…". (Из рассказа "О морских хороших дядях", книга Славы Сэ "Последний сантехник".)
Популярный рижский писатель-блогер Слава Сэ уже не раз вписал в историю имя капитана Анатолия Молоканова. Есть за что. Во-первых, Слава Сэ – еще и бард, а те давно спелись с парусником Libava и мимикрировали под его команду. Во-вторых, как пишет Слава Сэ, далеко не каждый мужчина способен "построить маяк, родить яхту и переплыть море в какой-нибудь кухонной утвари". Толик М. – способен и на большее.
Море в жизни Анатолия появилось вместе, собственно, с жизнью и всосало в себя, как пылесос хомячка. Отец - "ходил". Брат – "ходил". Сам Анатолий пытался было увильнуть, в какой-то момент даже хлопнул дверью Лиепайской мореходки, но долго сухой жизни не вынес – вернулся к "мокрому делу". Бороздил Балтику на траулерах – сперва штурманом, а потом – капитаном. 18 лет назад создал свою рыболовную компанию-кормилицу…
Стоя на палубе тесного баркаса, весь в чешуе и расстройстве чувств после очередного разорения сетей наглыми тюленями, Анатолий с завистью созерцал проплывающие мимо парусники, на которых беззаботно проводили время счастливые и нарядные люди. "Как-то я поймал себя на мысли, что тоже хочу так. А через какое-то время дорос до осознания, что тоже могу так. Государство наше в ту пору шло в гору, казалось, что это необратимо и надолго. И я решился… Конечно, это была чистой воды авантюра, но не жалею о ней ни секунду – она дала столько друзей и приключений. Как гласит девиз парусника одного моего товарища, "Жизнь – такая, какой мы ее делаем" Лучшего я до сих пор не придумал!".
– На территории Латвии самым успешным строителем парусников был курляндский герцог Екаб – у него было три верфи: в Вентспилсе, Лиепае и Кулдиге. Корабли строили по голландскому образцу и называли смешными именами - "Три кильки", "Крокодил", "Кит"… Герцог этот был воинственным дядькой – колонии создавал по всему свету. Впрочем, нередко и он оставался с носом: команды его кораблей перебивали комсостав и выходили из-под контроля, становясь пиратами. Из того, что строилось в 17-м веке в Курляндии мне больше всего нравились мелкосидящие херрен-яхты, использовавшиеся как прогулочные и представительские – в те времена почти все коронованные особы имели суда такого класса. Стал искать, где такую построят. Недорого.
Нашел добротную верфь в Карелии, где делами заправляют бывшие строители военных кораблей. Их первый же парусник снялся в трех сериях "Пиратов Карибского моря". Обратите внимание, что в третьей части фильма Джеку Воробью бьют по физиономии на фоне… герба России.
Строительство корабля – целый ритуал. Шпангоуты (поперечное ребро корпуса судна - прим. ред.) заложили в 2006 году. В последний замуровали серебряную монету и освятили начало строительства: батюшка дал паруснику икону Николая Чудотворца, которая до сих пор висит в капитанской каюте. Отмечали бурно. До сих пор помню, как батюшка провожал меня в такси на станцию: кто-то помог мне забраться в поезд, откуда я кричал "Виват, Карелия!", а отец Василий пытался освятить вагон.
Через два года тот же батюшка освящал спуск готовой "Либавы" на воду. Моя будущая жена разбивала о борт бутылку шампанского – получилось с первого раза, это важно. Горлышко у нас по традиции висит в кают-компании.
Первые паруса у нас были белыми, но их порвало в штормах – сменили на алые. Это не просто дань романтике – мы вычитали, что в старину парусину вымачивали для крепости в отваре коры дуба, что придавало ей алый цвет. В память об этом мы купили современные паруса такого же цвета, но в более современной обработке.
Какие-то работы выполняли, как в старину - например, деревянную обшивку, какие-то – по новым технологиям, иначе Морской регистр Латвии не допустил бы нас потом людей катать: для них безопасность – превыше всего, так что все строительство сурово контролировалось. И до сих пор нас все время проверяют - работу радиобуя, наличие спасательных жилетов, плотов.
Нашим первым плаванием стала дорога из Карелии домой. Мачту установили только в Петербурге (иначе не прошли бы мосты), когда стали крепить такелаж, 14-15 летние ребята с соседнего фрегата "Штандарт" обхохотались. Впрочем, ребята оказались добрые: как только мы сдались, мигом попрыгали к нам на палубу и навели порядок. Что и говорить, к парусам пришлось привыкать долго. Года четыре были с ними на "вы", зато сейчас буквально срослись с кораблем: чувствуем, как он реагирует на ветер, течение, погоду… При хороших условиях "Либава" развивает до 8,5 узлов (около 15 км/ч) – это очень прилично.
Со всеми последующими доработками и переделками яхта обошлась мне почти в полмиллиона евро – что-то заплатил из накоплений, большую часть - в кредит. Теперь потихоньку расплачиваюсь. В кризис было совсем непросто. Мне не раз предлагали продать корабль - не соглашался. Жить хочется сейчас.
Море не любит пьяниц и дураков - сурово наказывает
Foto: Māris Morkāns
- У меня два диплома – капитана рыболовецкого судна и 500-брутто-тонного корабля. Каждые пять лет – переэкзаменовка. Ведь навигация – дело непростое: море, звезды, течения, разные суда... Современному моряку уже недостаточно примет из серии "солнце красно поутру – моряку не по нутру", "солнце красно с вечера – моряку бояться нечего". Все время что-то новенькое появляется. Например, в последний раз обучали борьбе с пиратством. У моей команды главное образование – практика. Впрочем, многие так полюбили это дело, что прошли курсы вождения яхт и получили дипломы. За девять лет народу к "Либаве" прибило немало: бизнесмены, компьютерщики, медики, художники, писатели, музыканты, историки… Всего около 15 человек, которые периодически меняются друг с другом. В основном это жители Латвии, но некоторые приезжают из России, Германии, Эстонии. Как начинается сезон, сразу держат нос по ветру. Женщины в команде редкость, чаще всего им доверяем камбуз, иногда – штурвал. Не потому, что сексисты какие-то, просто для работы с парусами нужны очень сильные руки, а наши дамы большей частью – хрупкие создания.