Автотанковая бригада была частью Технического Подразделения Латвийской армии.
До 1 марта 1940 года она называлась Автотанковым полком . Бригада была расквартирована в Риге, на Пулка сета (ныне улица Пулка), где до сих пор находится небольшой памятник «Бронемашина»(установлен в 1939 году), и один из них также был расположен в Даугавпилсе, недалеко от планируемой линии обороны от возможного вторжения СССР.
После 1939 года штаб бригады переехал в Цесис. Бригадой командовал генерал Ото Гросбарт, который также был главой Мотоциклетной Службы, хотя в 1929 году ею также непродолжительное время командовал Янис Калкис.
Весной 1940 года полковник Янис Калкис был назначен командиром штаба бригады в Цесисе.
Автотанковая бригада прекратила свое существование в июле 1940 года.
По состоянию на 1 сентября 1939 года в полку было 35 офицеров, 274 инструктора, 515 солдат, 21 внештатный работник. Сражение состояло из 27 танков, 6 бронемашин, 30 транспортных и 10 легковых машин, 15 мотоциклов. На вооружении было не менее 35 пулеметов и 10 пушек.
Нагрудный знак Автотанковой бригады
Нагрудный знак Автотанкового дивизиона. Автор старший лейтенант М. Палеха.
Первые вооруженные машины латвийских войск были в 1919 году в Советской Латвийской армии. Там было небольшое отделение броневиков под командованием Каугура.
Подразделение армейской бронетехники 1-й Латвийской Советской дивизии упоминает вооруженные машины "Коммунист", "Лачплесис" и "Иманта". Эти подразделения играли незначительную роль в войне, бронетехника часто ремонтировалась, и не хватало запасных частей.
Когда Советская Латвийская армия покинула Ригу 22 мая 1919 года, там осталось несколько советских бронированных машин, которые были захвачены Балтийским Ландесвером. Латвийская армия предотвратила использование этих автомобилей при нападении Германии на эстонские и северные латвийские войска в Цесисских сражениях. После разгрома немцев латвийская армия овладела этой бронетехникой.
В июне 1919 года броневики Лакплесис и Земгале поддержали Латвийскую армию в борьбе с большевиками в Крустпилсском и Ливанском краях.
14 июля 1919 года Остин Mk.2 «Земгале» и Путилов-Гарфорд «Лачплесис» под командованием капитана Отто Гросбарта сформировали Вооруженный дивизион, состоящий из бронепоездов, автомобилей и более поздних танков. 14 августа была создана Отдельная Автомотоциклетная рота .
Броневики были разделены на Подразделение 1 и Подразделение 2. В это время в латвийской армии уже было четыре бронемашины:
В течение октября 1919 года и в ноябре бронетехники Лачплесис , Kurzemnieks и Иманта успешно участвовали в боях против армии Бермонта в районе Елгавы и Калнциемского шоссе, Смарды и Тукумса и повредили 3 вражеских бронепоезда.
8 октября броневик Lacplesis был подбит.
21 ноября две немецкие бронеавтомашины "Max" un "Moritz" были взяты в качестве трофеев .
Путилово-Гарфордский "Лачплесис" Бронированная машина латвийской армии. Он был захвачен как трофей у армии Гольца и Бермонта-Авалова, убив командира через люк. Остальная часть команды сбежала.
в 1920 году 1 февраля Латвийской армии уже 8 бронетехники была. В сражениях против армии Советской России успешно участвовали военные машины Таливалдис, Стабурагс, Земгале и Курземе. В конце войны был также сформирован танковый батальон, разделив 3 английских тяжелых танка Mark V и 2 средних английских танка Mark B. Они были приобретены правительством Латвии у Великобритании и переданы в Латвию из Северо-западной армии российского генерала Николая Юденича. Танковый батальон охранял юго-восточные границы Латвии от возможных действий России, Польши и Литвы.
Подразделения
*Бронеавтомобильная рота - 3 взвода * Первая танковая рота в Риге - 3 взвода ( танки Mark V, Mark B и Fiat 3000 ) * Вторая танковая рота в Даугавпилсе - 3 взвода ( танки Vickers ) * Третья танковая рота в Риге - 3 взвода ( танки Vickers ) ) * Автотранспортная рота - 2 взвода * Рота инструкторов - 2 взвода
Бронеавтомобильный взвод состоял из двух бронемашин. Они были разделены по вооружению:тяжелобронированные и легкобронированные. Тяжелые бронемашины были вооружены пушками, и их численность в латвийской армии была небольшой, всего два. Такими были Курземниекс и Виестурс .
Командирский взвод включал Стабурагс и Саргс .
Личный состав бронеавтороты насчитывал 6 офицеров и не менее 20 пулеметчиков - механиков, 6 броневиков и не менее 10 орудий, не менее 10 станковых и нескольких ручных пулеметов.
Ижорский Pierce-Arrow "Viesturs".
В Первой танковой роте было 2 тяжелых, 1 средний танк и 6 легких танкеток Fiat , а также 6 механиков-водителей легких танков. Всего 4 офицера, 25 шоферов-инструкторов, 2 орудия и 13 пулеметов.
Вторая и третья роты включали в себя 18 легких танков Vickers, 6 с пушками и 12 с пулеметами, 8 офицеров и 40 инструкторов.
В роте инструкторов было 2 взвода (технического и общевойскового обучения ), 3 офицера и 8 инструкторов. Это подразделение имело как минимум 1 броневик, 1 тяжелый или средний танк и несколько легких танков Vickers, так как по некоторым данным правительство Латвии купило 20 танков вместо 18.
В автотранспортной роте было два взвода - грузовиков (12 автомобилей « Альбион ») и легковых автомобилей (18 Ford-Vairogs латвийского производства ), 3 офицера и 35 инструкторов.
* Mark V Composite "Ministru prezidents Ulmanis", "Ģenerālis Burt's" и "Ģenerālis Balodis"- 3 штуки Самый дальний - Mk V, первые два - Medium Mark B *
Medium Mark B "Latgalietis" на маневрах
Танк Автотанкового полка Mark V "Ministru prezidents Ulmanis" во время демонстрации. Начало 1920-х гг. Фото: архив Латвийского военного музея.
* Fiat 3000 - 6 штук.
Танки латвийской армии Fiat 3000 вскоре после их покупки в конце двадцатых годов.
* Vickers Carden-Loyd 4 ton (пулеметный) - 12 шт.
Карден-Ллойд Модель VI 1930-хгодов.
Была предназначена для вооружённых сил, для повышения тактической подвижности пехоты — обеспечению непрерывной поддержки её движения огнём, путём быстрого перемещения в 1934 году в специальной литературе именовались гусеничными пулемётовозами Карден-Ллойда.
Латвия — куплена 1 шт. в 1930 году в Великобритании для 16-го Елгавского полка айзсаргов.
* Vickers Carden-Loyd 4 ton (с 40 mm пушкой) - 6 шт. Один из легких танков Vickers, вооруженный 40-мм пушкой.
Танки Mk V Composite и Medium Mark B были приобретены латвийской армией в 1920 году у Великобритании. Уже в начале тридцатых годов эти танки можно было считать архаичными.
Fiat 3000 (итальянская версия для Renault FT-17) был заказан в 1926 году и поставлен в 1927 году.
В 1930 году Организация Айсаргов приобрела танкетки Carden-Loyd
Демонстрация танкетки.
В 1936 году доставили первые 12 танков Vickers. Они были оснащены одним пулеметом. Остальные шесть пушечных танков были доставлены только в 1938 году. Они были оснащены пушками по особому требованию командования Латвийской армии, поскольку для этой модели пушки не были предусмотрены.
Таблица характеристик танков Vickers
Один из них до сих пор сохранился и его можно увидеть в танковом музее в Кубинке.
Эти танки Vickers Carden-Loyd можно считать самыми современными танками того времени в Латвийской армии, поскольку Fiat 3000, который был фактически конечным продуктом Первой мировой войны, можно было считать морально устаревшим, хотя итальянцы все еще использовали их в 1944 году. После заключения так называемого Пакта помощи 1939 года военное руководство немедленно начало закупать военную технику у СССР, поскольку она больше не была доступна в других европейских странах. Правительство Латвии планировало потратить большие суммы на эти закупки, которые включали в себя как легкие танки Т-26, так и бронированные тракторы СТЗ «Комсомолец» и запасные части.
Бронетехника Латвийской армии, перешедшая в Красную Армию в 1940 году.
Бронеавтомобили Латвийской армии
В 1919 году Латвийская армия захватила восемь бронемашин в качестве трофеев: «Лакплесис», «Иманта», «Курземниекс», «Земгале», «Стабурагс», «Виестурс» (бывший «Титаник» ), «Гром» (ex. Макс ) и Таливалдис (бывший Мориц ).
Daimler-Krupp BAK Kw 14 "Max" в Латвийской армии.
22 сентября 1926 года А втоклуб Латвийской Республики подарил Автомобильному полку бронеавтомобиль Sargs на шасси грузовикаFiat.
В целях экономии ресурсов автопарка при подготовке новых кадров в 1930 году была изготовлена бронемашина на базе шасси Ford AA с одной поворотной боевой башней. В процессе эксплуатации бронированные машины многократно ремонтировались и модернизировались. В начале двадцатых годов старый двигатель «Курземе» был заменен американским Висконсином. В 1930-х годах «Земгальская» броня была перенесена на шасси V8 датской фирмы «Fordson», а также частично модифицирована (см. Фото).
В мастерских арсенала у бронеавтомобиля Sargs заменили старое шасси Fiat новым шасси Ford V8.
В 1940 году ОАО «Вайрогс» переставил «Иманту» на шасси грузового автомобиля Ford-Vairogs 917-T, а также подписал контракт на восстановление броневика «Стабурагс» .
Так, в 1940 году до оккупации латвийская армия имела в своем распоряжении 7 бронемашин:
"Viesturs" * Остин-Фордсон V8 "Земгале" * Sheffield-Simplex "Imanta" (перестроен на шасси Ford-Vairogs 917-T в 1940 году) * Izor Fiat "Staburags" (будет перестроен на шасси Ford-Vairogs 91-T) ) * Fiat-Beardmore "Guard" (перестроен на шасси Ford V8 в 1938 году) * Ford AA "A-7" (для новых тренировок)