Шеффилд-Симплекс-Ford-Vairogs «Imanta». 1940. Последний Шеффилд-Симлекс РККА 4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии. В этом бою погиб последний броневик Шеффилд-Симплекс, поставленный в Россию ещё в 1915 году.
Поставленные в Россию бронеавтомобили Шеффилд-Симплекс не были приняты Военной комиссией, как пригодные для использования в боевой работе. Но это их нельзя использовать в работе, а для того бардака, который творился во время Гражданской войны даже эти бронемашины вполне подошли. Практически все Шеффил-Симплексы достались Красной Армии и она пытались их использовать по полной программе. Один из броневиков стал своеобразной «эстафетной палочкой», для армий контролирующих территорию современной Латвии.
В 1918 году со складов Запасной роты в состав Красной Армии, начавшей наступление в Латвии, было передано несколько броневиков, в том числе один Шеффилд-Симплекс. Когда поддерживавший части Армии Советской Латвии броневик отправили в бой против наступавшей в районе Видземе эстонской армии, пришедшей на помощь рижским властям, у машины заглох двигатель и его просто бросили. В итоге он оказался в руках латышей. В сентябре 1919 года броневик был отремонтирован и уже в октябре в составе Латвийской армии брошен на оборону Риги от наступавших частей кондотьера Бермондта-Авалова. В армии Латвии, как и остальная броневая техника, броневик получил личное имя. Для Шеффилд-Симлекса это было «Иманта» (Imanta), имя героя латвийского эпоса. Броневик после одной из ранних модернизаций. Точно заменены мосты и колесаВ боях под городом Смарде двигатель снова сломался, так же вышло из строя оружие. В таком виде броневик и достался Западной Добровольческой Армии Бермондта-Авалова. Но у этой армии сил починить машину не хватило, и бермондовцы пытались лошадьми оттащить броневик подальше в свой тыл. Латыши отправили в бой второй свой броневик – бывший Остин 2-й серии русской армии с личным именем «Зимгалиетис» («Zemgalietis»), который и отбил Иманту.
Иманта после второй модернизацииДаже после очередного ремонта броневик был очень капризной и ненадежной машиной. В течении 20 лет вплоть до 1940 года он несколько раз капитально ремонтировался, возможно с заменой мостов и двигателя. Вместе с другими броневыми машинами, доставшимися латвийской армии от РИА, «Иманта» входила в единственную бронетанковую часть армии – Латвийскую автотанковую бригаду (Latvijas Autotanku brigāde). В конце 30-х на вооружении бригады было 7 броневиков: Путилов-Гарфорд «Kurzemnieks», Pierce-Arrow «Viesturs», Ford-Vairogs «Zemgalе» (бывший Остин 2-й серии), Sheffield-Simplex «Imanta» на шасси Ford-Vairogs 917-T, ФИАТ-Ижорский «Staburags» (то же на шасси Ford-Vairogs 91-T), Fiat-Beardmore «Sargs» (на шасси Ford V8). Редкий вид сверху. Фото MrIks
Еще до вступления Латвии в состав СССР броневик «Imanta» в 1940-м году отправили на капитальную модернизацию на завод Ford-Vairogs. Шасси Ford-Vairogs 917Т было модернизировано, рулевое управление было перенесено на правую сторону, установлена реверсивная коробка передач, добавлено второе управление, усилен бронекорпус. В таком виде после модернизации броневик был в августе 1940-го года уже в 181-ю дивизию РККА.