История ЛГБТ в Латвии за последние 100 лет
|
|
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:19 | Ziņojums # 1 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| Каспарс Залитис, Ассоциация ЛГБТ и их друзей «Mozaīka» 1 июня 2023 00:01
Машинный перевод.
Дань уважения всем тем, кто внес свой вклад в создание истории, возможно, даже не осознавая этого.
Для меня большая честь и удовольствие познакомить вас с историей ЛГБТИ-сообщества Латвии, насчитывающей более 100 лет. Благодаря кропотливой работе Инеты Липши по исследованию истории ЛГБТИ-сообщества в Латвии, нам удалось создать сборник, который доказывает, что ЛГБТИ-люди живут в Латвии уже много веков, что это не новшество «злого Запада», как некоторые хотели бы думать.
Вместе мы формировали латвийскую культуру, нашу страну, ее историю и будем формировать будущее. Я надеюсь, что эта книга станет для многих источником вдохновения, чтобы узнать больше о том, как формировалось ЛГБТИ-сообщество в Латвии и во всем мире, напоминанием о событиях, с которыми ЛГБТИ-сообщество сталкивалось и продолжает сталкиваться, и, возможно, призывом присоединиться и построить дружественную к разнообразию, инклюзивную и уважительную Латвию и Европу.
Эта книга - продолжение выставки «История ЛГБТ в Латвии», которая завершилась во время Европрайда 2015 - Рига, став одним из самых посещаемых мероприятий всей серии. Книга также является данью уважения к столетию Латвии - она показывает, что ЛГБТИ-люди были в самом сердце этой страны и до сих пор являются ее важной частью, как и все в нашем обществе.
Я хотел бы поблагодарить бывших и нынешних сотрудников посольства Федеративной Республики Германия в Латвии, в частности посла Рольфа Шутте, которые оказали поддержку в создании этой книги. Спасибо всем членам правления и волонтерам «Мозаики» за самоотверженную энергию, которую мы отдаем, чтобы сделать Латвию лучше, хотя часто кажется, что мы боремся с ветряной мельницей. Но перемены происходят, и часто мы сами несем за них ответственность. Особую благодарность я хочу выразить Линде Фреймане, которая еще в 2010 году подчеркнула важность истории ЛГБТ и познакомила меня с Инетой Липшей. Без инициативы Линды эта книга, возможно, даже не была бы написана. Спасибо всем переводчикам, корректорам, языковым консультантам, исследователям, историкам, художникам, верстальщикам, ассистентам и всем, кто работал над созданием этой книги.
И наконец, спасибо Инете Липше за эту работу, за ее энергию и стремление изучать, искать и делиться историей, которая важна для многих.
Хотя кажется, что Латвия меняется и мы добились определенного прогресса, предрассудки людей часто возвращают нас к реальности и напоминают, что нам еще многое предстоит сделать. Поэтому отдельное спасибо театру Dailes, который предоставил фотографии для этой книги, которая, по мнению театра, каким-то образом пропагандирует определенное сообщество, но на самом деле рассказывает об истории народа с точки зрения записей, повествований, архивных материалов, книг и других материалов. Это напоминание о том, что ЛГБТ-людям и их друзьям предстоит еще много работы.
Взгляды на 2017 год "Латвия сейчас находится на пороге перемен. ЛГБТ-сообщество становится более заметным, люди чувствуют себя более уверенно, говоря о своей идентичности, все больше людей могут публично отстаивать равенство и права человека, в том числе права ЛГБТИ. Однако все еще есть силы, заметные лидеры общественного мнения, которые делают все, чтобы помешать реализации принципов равенства, активно блокируя любые инициативы, которые дали бы защиту незарегистрированным отношениям, дали бы людям знания о сексуальности, ограничили бы распространение насилия или дали бы людям возможность свободно жить в своем собственном теле.
Общество в Латвии меняется, и мы становимся гораздо более открытыми к разнообразию, но нам также необходимы изменения в политической среде, мы должны понять, что рост страны основан на людях и уважении к ним".
Каспарс Залитис
«Mozaīka»
Краткий путеводитель по более чем 100-летнему прошлому, событиям, связанным с теми людьми в Латвии, которые сегодня обозначаются аббревиатурой «ЛГБТИ» - то есть лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры и интерсексуалы. Это было бы самым точным описанием характера этой книги.
Повествование построено в хронологическом порядке, основанном на принятой в политической истории периодизации. От начала XX века до Первой мировой войны, которая привела к созданию независимой Латвийской Республики лидерами латышского народа 18 ноября 1918 года и почти сразу же закрепилась победой в Латвийской освободительной войне (1918-1920).
Далее в повествовании описываются два периода существования латвийского государства - годы парламентской демократии (1918-1934) и период авторитарного правления (1934-1940). Жизнь продолжалась и в условиях трех оккупаций, начавшихся во время Второй мировой войны: первый год советской оккупации (1940-1941), нацистская оккупация (1941-1944) и снова советская оккупация, длившаяся почти полвека (1944-1990).
Завершает рассказ опыт ЛГБТИ в восстановленном латвийском государстве с 1990 года до конца 2017 года, и именно в этот период, в котором мы живем, в латвийскую публичную сферу вошли понятия, входящие в аббревиатуру «ЛГБТИ». Например, «гей». До 1990 года люди говорили о гомосексуалистах, а не о геях, о женщинах и мужчинах, считающих себя представителями противоположного пола (теперь трансгендеры), о людях с признаками обоих полов (теперь интерсексуалы) и о людях, перенесших операцию по смене пола (теперь транссексуалы). Только лесбиянки назывались лесбиянками и, согласно еще более древней традиции, трибоди в этом более чем 100-летнем прошлом, которое также восходит к XIX веку и даже раньше. Бисексуальный опыт, с другой стороны, еще ждет своего исследователя, поскольку в Латвии начались исследования истории других сексуальностей, привлекающие внимание к более заметной инаковости прошлого.
Автор : Инета Липша, автор книги «История ЛГБТИ в Латвии за последние 100 лет»1 июня 2023 00:02
Машинный перевод.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:20 | Ziņojums # 2 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| Каждый из этих периодов объясняется с четырех точек зрения, сгруппированных под четырьмя заголовками - «В целом», «История», «Мировой контекст» и «Мнение». Общий обзор - в основном дает представление о периоде в виде различных данных и диаграмм. История - рассказывает о наиболее важных событиях.
Мировой контекст - включает историю Латвии в мире и наоборот. Мнение - сообщает, что сказал современник обо всем этом. Фотографии и иллюстрации призваны вписать историю в контекст времени. Об огромном значении визуальных документов в общественной истории свидетельствуют представленные в книге фотографии из коллекций латвийских музеев, которые использованы с искренней благодарностью Музею истории медицины имени П. Страдиньша, Латвийскому военному музею, Латвийскому железнодорожному музею, Музею оккупации Латвии и Латвийскому национальному историческому музею.
Некоторые из вас могли видеть эти иллюстрации на выставке «История ЛГБТИ в Латвии в XX веке», организованной моей коллегой, историком Инесе Рунце, в рамках мероприятий Europride летом 2015 года. Выставка была открыта всего семь дней и только в Риге. С тех пор прошло более двух лет, за это время было получено так много новых и увлекательных знаний, особенно об истории гомосексуалистов во время Второй мировой войны и советской власти, что, кажется, стоит поделиться этими знаниями, используя тот же научно-популярный формат, который был положен в основу выставки 2015 года. Таким образом, книга также показывает путь к более глубокому изучению - по ссылкам на использованные исторические источники и литературу.
Инета Липша, старший научный сотрудник Института истории Латвии, Латвийский университет. Получила степень доктора исторических наук в Латвийском университете в 2009 году. Автор монографии «Сексуальность и социальный контроль в Латвии, 1918-1939» (Рига: «Zinātne», 2014). Автор выставки «История ЛГБТИ в Латвии в 20 веке» (2015). Ее текущие исследовательские интересы в основном связаны с изучением сексуальности, гендера и социального контроля в советской Латвии.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:51 | Ziņojums # 3 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| Начало XX века. Прибалтийские губернии в составе Российской империи
Фотографии https://www.apollo.lv/
Положение, предусматривающее уголовную ответственность за анальный секс с мужчиной, было введено в Российской империи в 1832 году первым сводом законов Российской империи. В 1845 году оно было заменено «Законами об уголовных и исправительных наказаниях» (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных).
Следующее издание последовало в 1866 году. С 1866 года статья, о которой идет речь, была перенумерована в статью 995, которая не менялась до 1917 года, когда большевики захватили власть в Российской империи в результате государственного переворота. В латышском переводе статьи 995 такое поведение определялось как «педерастическая противоестественная безнравственность (нецеломудрие между мужчинами)», в то время как в русском варианте использовался термин «мужеложство».
Наказанием за такое поведение было лишение всех прав и ссылка в Сибирь, которая в начале XX века была заменена заключением в приюте. Кроме того, если осужденный был христианином, он должен был покаяться в том, что предписано пастырем его прихода.
В литературе указывается, что за подобное преступление полагалось от четырех до пяти лет лишения свободы, однако практика показывает, что сроки заключения были меньше и различались на несколько месяцев. Например, 25 ноября 1904 года газета «Rīgas Avīze» сообщила о суде над 36-летним дворецким Янисом Знотиньшем, который жил в поместье барона Ганса Межа и был судим «за педерастию (противоестественную аморальность), используя также властные полномочия». Суд постановил лишить Знотиньша всех прав и отправить в исправительный дом на восемь месяцев.
Фото История ЛГБТИ в Латвии
Норма, криминализирующая однополые сексуальные отношения между мужчинами, была введена в Российской империи в 1832 году. С 1866 года она была известна как статья 995.
Глобальный контекст в Латвии В начале XX века в странах Западной Европы существовала иная правовая база для однополых отношений. С 1810 года, когда во Франции был принят Кодекс Наполеона, они были декриминализированы. Многие другие страны последовали этому примеру, приняв законодательство на основе французского опыта, в основном католические страны, такие как Италия, Бельгия и Испания, а также страны со смешанным вероисповеданием, например Нидерланды.
Однополые отношения были криминализированы в основном в протестантских странах (Дания и Швеция), а также в странах, где протестантизм доминировал лишь среди других конфессий, например в Великобритании и Германии. Это также происходило в Австрии и Венгрии, где преобладал католицизм, и в некоторых кантонах Швейцарии. Именно этот разнообразный опыт правового регулирования стал тем инструментом, который использовали сторонники декриминализации гомосексуальности, чтобы утверждать, что взрослые однополые отношения по обоюдному согласию являются преступлением без жертв. Движение за эмансипацию гомосексуалистов было особенно сильным в Германии, где требовали отменить статью 175 Уголовного кодекса, которая наказывала однополые сексуальные акты мужчин.
В других странах о гомосексуальных скандалах писали и обсуждали, но латвийская пресса была скудна. Процесс (1895) над английским писателем Оскаром Фингалом О'Флаэрти Уайльдом (1854-1900), приговоренным к двум годам каторжных работ за содомию, широко освещался в русской прессе, но в латвийской прессе не упоминался до 1905 года. Более того, авторы публикаций даже не уточняли, в каком преступлении обвиняли Уайльда, а эвфемизировали его как «нарушение морали».
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:54 | Ziņojums # 4 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
|
Фото Napoleon Sarony/Wikimedia Commons
О судебном процессе против английского писателя Оскара Фингала О'Флаэрти Уайльда читатели латвийских газет узнали только из публикаций начала XX века. Конец XIX века.
В 1908 году газета «Родзимтенский вестник» описала судебный процесс (1907) Филиппа Эйленбурга (1847-1921), друга германского кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна (1859-1941), против Максимилиана Хардена (1861-1927), редактора журнала «Zukunft», который в нескольких публикациях описывал гомосексуальные развлечения принца и других высокородных людей. Газета также использовала слова «гомосексуализм» и «гомосексуалист», отмечая, что, поскольку в английском языке «нет названия для человеческой развращенности до степени разврата», многие могут не понимать, что именно означает обвинение в гомосексуальности.
Автор пояснил, что первый канцлер Германии Бисмарк назвал клику принца Филиппа Эйленбурга «кинаидами, то есть, используя эквивалентное латышское слово, собачьими задницами». Это высказывание было основано на традиции, отраженной в латышском фольклоре, в котором наиболее высоко ценимая модель мужественности обозначалась фаллической символикой (петух, бык, серна, угорь), а физически неполноценные, социально ущербные и сексуально девиантные мужчины описывались с помощью символики собаки и волка.
Исследования европейских сексологов о гомосексуалистах были переведены и опубликованы в России вскоре после их выхода в свет. Этнографическое описание «Берлинского третьего пола» (1904) немецкого сексолога и гомосексуального активиста Магнуса Хиршфельда (1868-1935) было опубликовано в русском переводе через четыре года после выхода в свет на языке оригинала. Исследование «сексуальной инверсии» британского врача, писателя и социального реформатора Хэвелока Эллиса (1859-1939), запрещенное в Англии, было опубликовано на русском языке после 1909 года.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:56 | Ziņojums # 5 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
|
Фото: «Берлинский третий пол»
Этнографическое описание «Берлинский третий пол» (1904) немецкого сексолога и гомосексуального активиста Магнуса Хиршфельда было опубликовано в русском переводе через четыре года после первоначальной публикации.
Эссе о «промежуточном поле» английского социалиста, философа и гомосексуального активиста Эдварда Карпентера (1844-1929) было опубликовано в 1916 году с разрешения военной цензуры. Самым влиятельным российским специалистом был профессор Санкт-Петербургской военно-медицинской академии Вениамин Тарновский (1837-1906) с его книгой об извращении полового чувства, опубликованной в 1885 году. К Первой мировой войне в России стали издаваться коммерческие книги, знакомящие с «миром извращений», а тема гомосексуальности широко использовалась русскими писателями в своем творчестве. Возможность прочесть эти тексты, по крайней мере теоретически, существовала и в Латвии.
История
В развлекательной культуре кроссдрессинг, например, был популярным способом привлечения аудитории. Один из самых известных в Европе исполнителей, так называемый имперсонатор, амплуа которого было кроссдрессинг, родился и начал свою карьеру в Риге в 1903 году в местной опере.
Карлис Ленц, как его называла латышская пресса, выступал в Берлине, Париже, Лондоне и Америке, а осенью 1934 года приехал на гастроли в Ригу, а также выступал в других частях Латвии - Вецаусе, Дурбе, Салдусе.
Подобные развлечения были доступны в Риге не только в 1903, но и в 1911 году.
В кафе «Шата» выступал межполовой актер Йеспе (гермафродит).
"Актер хорошо поет, ему очень нравятся наркоманы, и он готов сделать для них все, что угодно. Самое лучшее - поужинать с ним и уйти в самый ответственный момент, он будет в отчаянии, но это ничего", - писал один латышский юнкер из Полоцкого кадетского корпуса другому, рекомендуя посетить Йеспе.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 08:59 | Ziņojums # 6 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| К началу XX века в России уже существовали две более или менее сложившиеся субкультуры - художественно-интеллектуальная, возглавляемая известными поэтами и художниками, и сексуально-коммерческая, базирующаяся вокруг некоторых бань, дешевых гостиниц, отдельных улиц и других мест мужской проституции. Как и в Западной Европе, в России гомосексуальные отношения были наиболее распространены в закрытых учебных заведениях - кадетских корпусах, юнкерских училищах и т. д.
Однако до Первой мировой войны однополые сексуальные отношения были запретной темой в латышском художественном мире, упоминались в письмах и мемуарах, а письменные свидетельства самих гомосексуалистов не поддаются интерпретации, в них нет определения их сексуальной идентичности. Так, современники сегодня имеют возможность прочесть гомоэротические аллюзии в текстах писателя Рудольфа Блауманиса (1863-1908), а также во внешне страстном обращении писательницы Иванде Кайя (1876-1942) в письмах к поэтессе Аспазии (1865-1943) ("Дорогая сестра! ... дорогое сердце... С долгим, теплым поцелуем от сестры...") следует воспринимать как нечто большее, чем факт, свидетельствующий об изменении понимания отношений, произошедшем за более чем 100 лет, прошедших с момента написания письма.
Фото: Из журнала «Досуг», 1938, № 723.
Литературоведы усматривают гомоэротические намеки в творчестве Рудольфса Блауманиса. Писатели Рудольфс Блауманис и Карлис Скальбе в 1903 году.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 09:08 | Ziņojums # 7 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| Первая мировая война и Война за независимость Латвии
Первая мировая война привела к эмансипации гомосексуального сознания в Латвии. Война привела к перемещению огромных масс людей (и опыта). Миграция парализовала привычные механизмы социального контроля - появились беспрецедентные возможности реализовать, казалось бы, невозможное, увидеть ранее невиданное. В более широком смысле это также способствовало осознанию разнообразия сексуальных практик.
Трансгендеры воспользовались военной ситуацией, чтобы начать жизнь с противоположным полом. Во время войны Алвине Осис поменяла документы и стала Арвидом Осисом, а чтобы подтвердить свою новую идентичность, пошла в армию.
Солдат, служивший в Северной латышской бригаде в Видземских областях, оккупированных эстонской армией во время Освободительной войны в Латвии, в начале 1919 года женился на женщине. Однако в 1923 году он захотел развестись и обратился в рижский ЗАГС с просьбой «переделать его из женщины в мужчину». Это означало выдачу документов, подтверждающих пол. В то время, когда хирургическая смена пола была невозможна, это было самым радикальным решением, о котором можно было попросить.
О раскрепощении гомосексуальности во время войны на территории Латвии свидетельствует тот факт, что наказание за мужскую содомию в прибалтийских губерниях Российской империи было сокращено с заключения в дом предварительного заключения на срок, который теоретически мог достигать пяти лет, до заключения в тюрьму на срок до трех месяцев. Это произошло в результате того, что 14 мая 1917 года германская военная администрация объявила Уголовные законы от 22 марта 1903 года, которые уже были разработаны в Российской империи, но не приняты, действующим уголовным кодексом на всей территории управления главнокомандующего Восточным фронтом (включая Курляндию и Земгалию). В оккупированном немцами Видземе они вступили в силу в феврале 1918 года. В Латгалии, находившейся под большевистским контролем, закон о введении Уголовных законов удалось принять только в 1920 году.
Однако отрывочные сведения, такие как запись о том, что человек X был «педерастом с прошлой войны 1914-1918 гг. или запись о том, что первый гомосексуальный опыт обвиняемый получил во время Первой мировой войны, когда служил в армии, не позволяет судить о том, повлияла ли смягченная мера наказания на гомосексуальную практику. Документы Суда чести послевоенной латвийской армии свидетельствуют о том, что подобное поведение среди профессиональных солдат осуждалось и в «мирное время».
Его храбрость в бою была подтверждена шестью ранениями и девятью наградами - тремя Георгиевскими крестами (второй степени, третьей степени и четвертой степени) и шестью орденами - орденами Святого Станислава (второй степени и третьей степени), Святой Анны (второй, третьей и четвертой степени) и Святого Владимира (четвертой степени).
Фото: из коллекции Латвийского национального исторического музея.
Стрелки Видземского батальона латышских стрелков купаются на берегу моря в Дубултах. 1916.
Фото: http://www.vintag.es/2016/10/wwi-soldiers-sharing-kiss-ca-1910s.html Отношения завязывались и во время Первой мировой войны. Кажется, это британские солдаты.
Война открыла возможности безнаказанно пересекать родину. Движимые идеей патриотизма, молодые женщины переодевались в мужчин, чтобы воевать. Некоторым удалось вступить в латышские стрелковые части в Первую мировую войну (известно о шести женщинах) и в Освободительную войну в Латвии.
Воевать было одним из исключительных атрибутов мужественности, поэтому те немногие женщины, которым удалось добиться разрешения воевать на фронте, получили в документах мужские имена. Лина Чанка-Фрейденфельд (1893-1981) - одна из трех женщин, награжденных высшей военной наградой Латвии за боевые заслуги - орденом Латышского Знамени за битву при Лачплесисе.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 09:18 | Ziņojums # 8 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| В августе 1915 года по документам брата Яниса Чанкаса она добровольно вступила в Латышский стрелковый батальон и некоторое время служила мужчиной. С другой стороны, Эмилия К. из Кемериема была зачислена в один из стрелковых батальонов в 1916 году под именем Петерис К. Она завоевала уважение среди фронтовиков тем, что «очень просто избивала напористые ливни любви».
Фото: из коллекции Латвийского военного музея.
В августе 1915 года Лина Чанка вступила в Латышский стрелковый батальон по документам своего брата Яниса Чанки и поначалу воевала как мужчина.
Война облегчила гомосексуальным мужчинам вступление в однополые отношения, преодолев социальное и сексуальное притеснение, которое доминировало в их жизни раньше. Таким образом, война создала интересный парадокс. Несмотря на свой травматический характер, война предоставила гомосексуалистам возможность игнорировать репрессивные традиции и раскрыть свою идентичность.
Это побуждало мужчин исследовать свои сексуальные желания за пределами традиционных социальных структур и «механизмов мониторинга».
Опыт войны, например, предоставил одной группе немецкого гомосексуального сообщества образ и риторику современного воина-гея, что резко контрастировало с идеей о том, что гомосексуалы обладают женской природой. Война подняла самоидентификацию гомосексуалистов, например, в Германии мужчины-гомосексуалисты рассматривали военную службу как возможность доказать свой патриотизм, продемонстрировать мужественность и интеграцию в общество.
Сексолог Магнус Хиршфельд изучал влияние войны на мужчин-гомосексуалистов. 1914-1918 гг.
В 2010 году солдаты с фронта прислали ему тысячи писем с подробностями своего гомосексуального опыта. С одной стороны, в армии гомосексуальность считался противоестественным и аморальным, но с другой стороны, именно в военной среде гомосексуалы «раскрылись».
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 09:23 | Ziņojums # 9 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| Один солдат написал, что война дала им возможность дать образование своим товарищам и развеять негативные стереотипы. Гомосексуальные отношения становились все более заметными, и к гомосексуалистам относились терпимо, потому что они сражались вместе с другими и жили на фронте.
Между прочим, во время Первой мировой войны в развлекательной культуре ВМС США было обычным явлением то, что мужчины играли в шоу роли женщин. На передовой в Британии также выступала группа артистов, оплачиваемая британскими войсками, которые делали то же самое. Великолепное, но проблематичное переодевание мужчин в противоположный пол, казалось, восстанавливало нормативность пола в обычно гомосоциальном (только мужском) солдатском сообществе. Переодевание на сцене символически решило проблему подчинения сексуальности. То же самое произошло в немецкой армии и русской армии, а также в латышских стрелковых полках. Например, в театральном представлении 5-го Земгальского латышского стрелкового батальона в тылу Олайнских позиций в июле 1916 года роли женщин исполняли мужчины.
Газета "Latviešu Strēlnieks" после спектакля "Военный человек", представленного на русском языке в 1-м Даугавгривском латвийском стрелковом батальоне 8 сентября, отметила, какие солдаты исполняли женские роли, и подчеркнула: "Изображение женских ролей Шволманисом было довольно приятный, все движения и голос совершенно напоминали женщину».
Фото: Mein Kamerad – Die Diva: Theater an der Front und in Gfangenenlagern des Ersten Weltkriegs, ред. Джулия Б. Кёне, Бритта Ланге, Анке Веттер. Мюнхен: Музей Швулес, 2014, с. 29
Открытка. Фриц как звезда сцены на Восточном фронте немецкой армии.Фото: коллекция Латвийского национального исторического музея.
Стрелки Рижского латышского стрелкового батальона (актеры драматического коллектива) и офицеры батальона (зрители спектакля) после спектакля.
До сих пор не удалось найти исторические источники, которые были созданы в годы Первой мировой войны и из которых можно было бы получить представление о том, как современники воспринимали гомосексуальность. Однако новости о том, что происходило в то время в публичном пространстве, можно получить и ретроспективно. Например, в публикации газеты «Jaunākās Ziņas», в которой метафора «черные гвоздики» впервые была применена для обозначения гомосексуалистов. Это было уловлено общественным мнением, и до советской оккупации Латвии слово «гомосексуал» употреблялось в качестве эвфемизации с помощью этой метафоры.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |
Rekonstruktor | Datums: Понедельник, 10.06.2024, 10:00 | Ziņojums # 10 |
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
| «О преступном пороке, который начал распространяться в Риге особенно со времен немецкой оккупации*, нам пишут: Есть класс потерянных мужчин, которые продают себя, как проститутки. Особенно летними вечерами, когда бульвары только что были засыпаны. к сумеркам можно было заметить, что в начале улицы Калкю между кафе «Рейнера» и рестораном «Вец-Рига» «женились» молодые люди, которые держали большой палец левой руки в петлице юбки или воротнике пальто, чтобы сообщить проходящей «тетке» (так называют искателей противоестественных удовольствий), что они свободны. Но главным центром, вокруг которого собирались ценители непристойности, был и остается киоск на углу бульвара».
* Немецкие войска начали наступление на Ригу 1 сентября 1917 года. Русская армия отступила, но Рига перешла под контроль немецких войск до начала января 1919 года, когда ее оккупировала Советская Красная Армия, в состав которой входили и латышские стрелковые части.
(Гвоздика чёрная. Последние новости, 21.11.1924.)
Фото: из журнала «Недеда», 1926, вып. 45./ Фото из журнала «Вестник МВД» № 80 25.01.1927.
Во время Первой мировой войны здесь гуляли молодые гомосексуалы, начиная маршрут в начале улицы Калкю и продолжая путь по позднему бульвару Бривибас мимо православного собора. Часов фабрики «Лайма» в тот момент здесь не было. Вот так его установили в 1920-х годах.
Фото: из журнала «Атпута», 1925, вып. 16, 20.02.1925. Присутствие большого количества молодых людей в общественном пространстве города способствовало общению между противоположными полами. Рижские бульвары были популярными местами для прогулок, а одним из самых популярных был поздний бульвар Бривибас, где вдоль православного собора туда-сюда перемещались толпы людей, чтобы покрасоваться и посмотреть на других. Среди них есть и гомосексуалы.
Историческая реконструкция в Латвии
|
|
| |