Парусник «Либава» заложен на петрозаводской верфи «Варяг» в мае 2007 года, спущен на воду в сентябре 2008-го.Работа проводилась по всем правилам и традициям, бытовавшим три века назад. Основой проекта послужили мелкосидящие голландские херрен-яхты, использовавшиеся как прогулочные и представительские (практически все коронованные особы того времени имели суда такого класса). Это осуществленная мечта любителя старинных парусников Анатолия Молоканова из города Лиепая.
Построенный десять лет назад в Петрозаводске корабль "Либава" - точная копия тех, что XVII веке были у Курляндского герцогства, - открывает сезон РИГА, 15 июн — Sputnik, Евгений Лешковский.
От берегов Лиепаи отчалил самый знаменитый латвийский реконструкторский корабль "Либава", построенный рыбаком Анатолием Молокановым. Сейчас он заходит в Юрмалу, а потом, как и в прошлом году, прибудет в Ригу.
В XVII веке в прибалтийском крае было три верфи - в Либаве (Лиепае), Виндаве (Вентпилсе) и Гольдингене (Кулдиге). Наиболее в строительстве парусников прославились курляндские герцоги из династии Кетлеров, поставлявшие корабли даже во Францию.
Также курляндские герцоги контролировали верфи и оплачивали строительство военного и торгового флота. Строили те корабли мастера, нанятые в Голландии. Особенно много сделал для развития парусного флота прославленный герцог Екаб.
Анатолий Молоканов, который много лет увлекается реконструкторским делом и дружит с известным клубом eXplorers, рассказывал в свое время Sputnik Латвия, как решил воссоздать парусник славной эпохи. За этим он обратился в Петрозаводск, где в советские годы было производство деревянных минных тральщиков, а уже в наше время наладили строительство исторических кораблей.
Анатолий Молоканов совладелец и капитан парусника "Либава" Фото Sergey Melkonov
Латвийский реконструктор пришел туда со своей идеей и уже готовым проектом парусника, над которым работали не только инженеры, но и историки, чтобы все было максимально аутентично: даже пушки правильные отлили.
И вот итог - теперь "Либава" - желанный гость на всех реконструкторских фестивалях по берегам Балтики.
Эту зиму "Либава" отлично перезимовала в родной Лиепае, на территории бывшего рыбколхоза, где была зажата льдами, но те не кололись и не двигались, а значит, не попортили деревянную обшивку корабля. После зимовки "Либаву" даже не пришлось ремонтировать, и весной она смело под парусами вышла в море.
Пираты и черноморский бычок
"Недавно мы перегнали парусник в Юрмалу, а потом планируем, заглянув ненадолго в Ригу, отправиться в Таллин, где "Либаву" ждут на Днях моря, да и не только на этом празднике. В Риге "Либаву" просят устраивать в том числе праздники для детей. Мы с друзьями-реконструкторами придумали пиратские игры в Лиелупе. На реке близ самого устья есть остров, где мы заранее закапываем "сокровища", обставляем все кругом, как в бессмертном романе Стивенсона: даже человеческий скелет правильно на земле раскладываем. Дети узнают о сокровищах из записки, в случайно выловленной в море бутылке, где есть и карта с пометками-загадками. В общем, весело все", - рассказал Анатолий.
В свободное от таких игр и реконструкторских сражений время Молоканов продолжает заниматься любимой профессией. Дело в том, что он уже много лет занимается в Лиепае рыбным промыслом: есть баркас и все снасти.
Как раз сейчас он ловит черноморского бычка, которого сколько-то лет назад случайно завезли на Балтику из Черного моря - на рыбацких судах. Бычок хорошо прижился, не стал угрозой для местной экосистемы, как опасались биологи, и сейчас радует рыбаков, поскольку ловится хорошо, в изобилии, а главное, - на него огромный спрос, поскольку вкусен и полезен.
Ну а когда рыбалка заканчивается, Анатолий, переодевшись в правильный капитанский костюм, – реплику тех самых, что носили в эпоху герцога Екаба, становится у штурвала "Либавы" и бросает вызов балтийской стихии. А если надо, то и из пушки пальнуть может.