[ · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Латышские школы и первые письменные источники на латышском
ADMINDatums: Среда, 07.03.2018, 22:02 | Ziņojums # 1
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3947
Statuss: Оффлайн
Первые письменные источники на латышском языке. Латышские школы

Еще до вторжения немецких захватчиков народы Латвии были знакомы со скандинавскими рунами и славянской письменностью, которая, однако, не получила распространения в Латвии. Начала зарождаться латышская письменность: латыши пользовались условными знаками, смысл которых был понятен лишь немногим людям, которых называли кудесниками (BURTNIEKI) К моменту вторжения немецких феодалов народная словесность еще не обрела письменности в полном смысле этого слова.

В начале XIII века образованный католический священник Генрих (по-латышски Индрикис), который, возможно, был по происхождению латгалом, написал на латинском языке “Хронику Ливонии” (запись исторических событий), повествующую о завоевании ливских и эстонских земель. Несколько позднее, примерно в 1270 году, сын священника из Ерсики, Юргис переписал книгу религиозного содержания — Евангелие, написанную на древнеславянском языке. По-видимому, Юргис был латгалом. Судя по всему, это были самые первые книги, написанные предками латышей.

Христианское религиозное учение, из-за того что оно излагалось на непонятном для местных народов языке, оставалось им чуждым. Священнослужители немецкой национальности местными языками не владели и не изъявляли желания их изучить. Поэтому предки латышей, даже после крещения продолжали придерживаться своих древних верований. В странах, где христианские проповедники — католики либо православные — были из среды местных жителей или владели местными языками, христианская вера распространялась успешнее и глубже укоренялась в народном сознании.

Для распространения христианства были нужны священнослужители, а для управления вновь приобретенными землями требовались чиновники. Для их подготовки были необходимы школы.

В 1211 году в Риге при Домской церкви была основана первая школа в Латвии — Домская школа, которая готовила священников. Обучение в Домской школе проходило на латинском языке.

В 1226 году была открыта школа и при церкви св. Георгия (Юра). В 1353 году Рижский рат открыл школу при церкви св. Пара для подготовки городских чиновников. Во всех этих школах могли получить образование дети не только немецких феодалов, но и рижских бюргеров. Таким образом, там могли учиться и дети зажиточных рижан из числа коренного населения, которые, правда, обычно онемечивались.

В XVI веке с началом движения Реформации развернулась борьба между католической и лютеранской церквами, каждая из которых стремилась переманить на свою сторону больше.

Больше внимания церковники стали уделять простому люду. Священников обязывали осваивать местные языки. Появились первые памятники письменности религиозного содержания на латышском языке. Они были предназначены для немецких священнослужителей, чтобы те могли проводить богослужение на языке, понятном народу. Первые известные нам религиозные тексты, содержавшие молитву "Отче наш", очень отдаленно напоминали латышский язык. Их авторы еще были слабо знакомы с этим языком. В частности, текст молитвы “Отче наш” на искаженном латышском языке содержит хроника, написанная в начале XVI века монахом Грюнау.

В 1585 году была издана книга, написанная на латышском языке католическим священником Петром Канизием, - “Краткое наставление по освоению основ христианского учения. В свою очередь, лютеране в 1586 году издали “Малый катехизис” — краткое изложение основ христианского вероучения в форме вопросов и ответов. Это были первые книги, написанные хотя и на искаженном, но частично понятном латышском языке. Они были предназначены в помощь немецким священникам, которые проповедовали народу покорность и послушание своим господам.

Одним из первых немецких священников, осознавших, что без знания языка невозможно приобщить народ к церкви, был Георг Манцель (1593—1654). Им в 1631 году было издано особое руководство для священников, в котором он советовал больше внимания уделять народному разговорному языку, вслушиваться в произношение слов. Манцель занялся латышской письменностью. Он усовершенствовал уже существовавшее правописание и составил немецко-латышский словарь. Его наиболее значительным трудом являлся изданный в 1645 году сборник проповедей (речей и наставлений религиозного характера). В своих проповедях Г. Манцель призывал латышей проявлять покорность и послушание: “...повинуйтесь господам... и не противьтесь им, чтобы Господь не осудил вас...". Но Манцель выступал также с резкой критикой произвола помещиков: “В этом мире бедняк невысоко ценится у богатых и чванливых людей... Порой бедный человек содержится хуже какой-нибудь скотины. Некоторые собаку почитают более, нежели бедного человека...”.

Латышским языком прекрасно владел Христофор Фгорекер, который был женат на латышке. Он переводил с немецкого языка, и сам сочинял церковные песни. В его произведениях чувствуется влияние латышских народных песен.

Одним из первых известных нам латышей, получивших в это время высшее образование, был сын рижского ремесленника Яниса Ятниекса — Янис (Иоганн) Рейтер, который после окончания Домской школы учился в Тартуском (Дерптском) университете. По окончании учебы Я. Рейтер стал священником. Немцы не могли смириться с тем, что сын порабощенного народа стал равным им, поэтому унижения и преследования сопутствовали Янису Рейтеру всю его жизнь. Это усугублялось еще и тем, что он становился на защиту своего угнетенного народа. Я. Рейтер перевел на латышский язык целый ряд произведений церковного характера.

Наиболее значительным событием в развитии письменного латышского языка в XVII веке был перевод на латышский язык Библии — христианского священного писания. Этот труд по заданию шведских властей осуществил пастор Эрнест Глюк из Алуксне с помощниками. Работа над переводом Библии продолжалась несколько лет и закончилась в 1691 году. Перевод Э. Глюка, его язык оказали огромное влияние на дальнейшее развитие латышской литературы.

В период Реформации лютеране старались закрепить свое учение в народных массах, поэтому священники призывали местных жителей читать священное писание и петь церковные песни. Во второй половине XV! века в Риге при церкви св. Иакова была основана латышская школа. К концу XVII века таких школ в Риге было восемь. В сельской местности возникали школы для крестьянских детей. Шведские власти в Видземе способствовали развитию школьного образования. Однако немецкие помещики считали, что образование крепостным ни к чему, поэтому они всячески препятствовали открытию школ. В Курземе и Латгале в XVII веке еще не было ни одной школы для крестьянских детей.

Большая заслуга в создании латышских школ принадлежала Эрнесту Глюку. Он основал несколько школ, а также занимался подготовкой латышской молодежи к учительской деятельности. К. концу XVII века в Видземе была создана уже довольно обширная сеть школ. В 1738 году недалеко от Валмиерского имения была открыта первая латышская учительская семинария. Это учебное заведение работало пять лет и за это время подготовило несколько десятков учителей. Однако школ и учителей не хватало, поэтому наиболее распространенным было домашнее образование, когда детей обучали чтению родители или какой-нибудь другой грамотный человек. Обучение на дому сыграло важную роль в просвещении латышского народа. В XVIII веке большая часть латышских крестьян, особенно в Видземе, умели читать и писать.

Важную роль в развитии просвещения латышского народа в XVIII веке сыграл выдающийся просветитель пастор Готхард Фридрих Стендер (1714—1796), или, как его обычно называли Старый Стендер. Он был первым автором, который сочинял произведения, предназначенные непосредственно для латышских крестьян. В них он доступным языком объяснял различные явления природы, знакомил латышей с другими странами и народами, их географией и историей. Старый Стендер написал несколько школьных учебников.


 
ADMINDatums: Четверг, 08.03.2018, 01:07 | Ziņojums # 2
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3947
Statuss: Оффлайн
 Первые люди Латвии и их занятия 
 Земледелие и скотоводство Латвии в древности 
 Изменение общественных отношений в Латвии в древние времена 
 Жители древней Латвии 
 Набеги скандинавов на территорию Латвии в V-XI веках 
 Попытки русских феодалов подчинить прибалтийские земли 
 Хозяйственное развитие Латвии в Х—XII веках 
 Начало формирования в Латвии феодальных отношений. 12 Век 
 Зарождение ранних гос. образований в Латвии до 13 века 
 Христианство в Латвии в период до Xlll века 
 Взаимоотношения народностей, населявших Латвию, Литву и Эсто 
 Культура жителей Латвии в Х—ХII веках 
 Строительство в Латвии в 10-13 веках 
 Одежда, украшения на территории Латвии. Орнаментальные узоры 
 Народное творчество латышей 
 Религиозные верования латышей 
 Летнее солнцестояние — день Лиго 
 Родовая Община в Латвии. Сестры и братья. Народ, родичи и др 
 Вторжение немцев на земли ливов. 12 век 
 Покорение епископом Альбертом латгалов и селов. Нач. 13 века 
 Борьба куршей с крестоносцами. 13 век 
 Борьба земгалов за свободу. 13 век 
 Причины победы в Латвии немецких купцов и феодалов. 13 век 
 Феодальная раздробленность Ливонии 
 Ливонский орден 
 Распри между орденом и рижским архиепископом 
 Рига в 14 веке 
 Дворянская торговля в Риге в 13-18 веках 
 Сопротивление народа Латвии феодальному гнету 
 Реформация в Ливонии. Церковные погромы. 
 Ливонская война и ее последствия. 1558-1583гг. 
 Латгале и Видземе под властью Польско-Литовского государства 
 “Календарные беспорядки” в Риге 
 Польско-шведская война (1600—1629 годы) 
 Латгале в XVII веке 
 Курземское (Курляндское) герцогство 
 Герцог Яков (латыши называли его Екабс) (1642-1682гг) 
 Присоединение Видземе (Лифляндии) к России. 17 век 
 Восстановление экономики Видземе. Начало 18 века 
 Крестьянские волнения в Видземе во второй половине XVIII в. 
 Преобразование хоз. управления и судебной системы в Видземе 
 Присоединение Латгале к России 
 Присоединение Курземе к России 
 Условия жизни народа Латвии до 19 века 
 Занятия латышского народа 16-18 веков 
 Латышские школы и первые письменные источники на латышском 
 Первые протесты против крепостного права в XVIII веке 
 Устное народное творчество латышей в эпоху феодализма 
 Развитие товарного земледелия в Латвии 
 Развитие мануфактур в Латвии 
 Каугурское восстание в Латвии 
 Латышский народ в период войны 1812 года 
 Освобождение крестьян Латвии в 1816-1830 гг. 
 Борьба за революционное развитие сельского хозяйства в Латви 
 Крестьянские волнения 1841 г. в Латвии. "КАРТОФЕЛЬНЫЙ БУНТ" 
 Переход к денежной аренде в Латвии 
 Расслоение крестьянства Латвии 
 Общины гернгутеров в Видземе 
 Становление латышской литературы 
 Развитие латышской литературы 
 Литераторы-немцы в Латвии 
 Первые периодические издания на латышском языке 
 Народное образование в Латвии 19 века 
 Латгале в середине XIX века 
 Реформы 60-х годов 19 века в Латвии 
 Развитие сельского хозяйства в Латвии в пореформенный период 
 Развитие промышленности в Латвии во второй половине XIX века 
 Младолатыши 
 Наиболее видные деятели нац. пробуждения Латвии в в 19 веке 
 Историческое значение эпохи нац. пробуждения в Латвии. 
 РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛАТВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 
 Реформы 70—80-х годов 19-го века. Политика русификации Латви 
 Рабочее движение в Латвии в 70—80-х годах XIX века
 

На территории Латвии эпоха железа продолжалась до 1200 года, когда на смену ей пришла новая историческая формация — феодализм 

Исторические эпохи развития человечества не охватывали все страны одновременно. Когда на территории нынешней Латвии еще продолжалась эпоха камня, создавались поселения первобытных охотников и рыболовов, в странах Древнего Востока — в Египте и Междуречье уже существовали развитые земледелие и животноводство, были построены города, процветала торговля, была создана письменность. С другой стороны, еще в прошлом столетии некоторые народы жили в каменном веке. Подобные различия в развитии отдельных народов определяются главным образом их географическим положением и природными условиями, в которых они живут. 



Подводный флот Латвии : подводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' .Заказаны правительством Латвийской Республики во Франции. Заложены в 1925 году. "Атель э Шантье де ла Луар". Нант. Франция. После вхождения Латвии в СССР вошли в состав Советского Флота. 22 июня 1941 года встретили в составе 3 Дивизиона 1 Бригады подводных лодок. Находились на заводе "Тосмаре" в Либаве на капремонте. Вечером 23 июня 1941 года взорваны экипажами , когда немцы рвались к городу. .


 
Краткая история латвийской армии
Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.
  

Латышский боевой самолет ВЭФ I-16. В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство.

 
Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера VEF MINOX стала самым первым шпионским аппаратом в мире

  

Латвийский FORD V8 Vairogs модели 81 Standart и Coupe

 

Первый российский автомобиль был построен в Риге 8 июня 1909 года

 
Легион Waffen SS

Балтийский кулак НАТО-
60 тысяч штыков

 
Военно-воздушные силы Литвы


Руководство Люфтваффе 
не доверяло пилотам из Латвии

 
Красная свастика на крыльях.
История ВВС Латвии


Первый в мире танк впервые испытан в Риге.
Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя – в сентябре 1915 года.


 
СаваDatums: Среда, 15.06.2022, 08:01 | Ziņojums # 3
Администратор портала
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 478
Statuss: Оффлайн

Официальная история Латвии. То, что молодому Латвийскому государству удалось достигнуть за два десятилетия независимости, достойно восхищения



Из истории Риги и Латвии. Агентурная сеть НКВД в Латвии



Тридцатая годовщина разделении жителей Латвии на граждан и неграждан


Внимание, важная информация!|
|Я в Facebook|Сезонная скидка|
 
NewwaveDatums: Вторник, 26.12.2023, 10:49 | Ziņojums # 4
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 331
Statuss: Оффлайн
 Новости infoportal.lv ВКонтакте


 Новости infoportal.lv в Одноклассниках


 Новости infoportal.lv в Facebook


 Новости infoportal.lv в Twitter


 Новости infoportal.lv в Draugiem.lv


 Новости infoportal.lv в Telegram


 Новости infoportal.lv в Livejournal


 Новости infoportal.lv в Liveinternet


Новости и скандалы Новой волны
Скандалы Новой волны, прошлые и настоящие
Фестивальное импортозамещение в Юрмале. Фестиваль для котов Cat Wave 2015! Праздник продолжается!
 
RekonstruktorDatums: Понедельник, 10.06.2024, 11:00 | Ziņojums # 5
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 445
Statuss: Оффлайн
История ЛГБТ в Латвии за последние 100 лет

Дальше


Историческая реконструкция в Латвии
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: