Множество чужих, а иногда и своих ошибок и разочарований в святом деле поиска работы за рубежом и приобретенный таким образом опыт открыли перед соискателями большие возможности в выборе кадрового агентства. Уже искушенный в общении с менеджерами по подбору кадров и поднаторевший в специальной терминологии соискатель вполне грамотно ориентируется в нюансах предлагаемых ему программ по трудоустройству. Легко жонглируя понятиями «рабочая виза» и «туристическая виза», он уверенно отметает предложения, вызвавшие его недоверие, и еще более скрупулезно копается в процедурных деталях приглянувшихся ему вакансий. Однако тем, кто только начал свой путь к звездам через лабиринты рекрутингового бизнеса, полезно помнить, что вид оформляемой визы является существенной деталью в вопросе гарантий прав человека, продающего свою рабочую силу на «чужой» территории.
Рабочая виза от туристической принципиально отличается диапазоном прав иностранного гражданина в стране временного пребывания. Применительно к работе за рубежом это можно представить как разницу между легальным и нелегальным трудоустройством.
Рабочая виза, или разрешение на трудоустройство, большинства государств гарантирует иностранному работнику все права трудящихся граждан данной страны. Если выразиться точнее - само государство гарантирует ему права, перечень которых достаточно велик. В частности, заработная плата легального гастарбайтера не может быть ниже заработной платы работника - гражданина страны на одной и той же должности и той же квалификации. Иностранный работник пользуется всеми социальными льготами наравне с гражданами страны пребывания, а порой даже сверх того, ибо по закону об иностранных работниках в некоторых государствах работодатель обязан оплатить проезд из страны проживания работника и обратно. По большому счету, с известной долей погрешности в зависимости от конкретной страны, работник-иностранец лишен только права участвовать в выборах в органы государственного управления.
Выглядит заманчиво, не правда ли? Именно по этой причине выполнение требований государственного аппарата для получения разрешения на трудоустройство иностранного работника является для предприятия-работодателя длительной и сложной процедурой, подчас оказывающейся пустой тратой времени.
Технология такова. Государство должно убедиться, что на предлагаемую предприятием вакансию нет претендентов из числа собственных граждан. Для этого предприятие в течение нескольких месяцев дает соответствующее объявление в официальных СМИ. Если желающих на данное место не нашлось даже в условиях местной безработицы, тогда - пожалуйста. Шансы, как это может показаться с первого взгляда, невелики, но они есть. И они увеличиваются, когда заказчиком на рабочую силу выступает само государство.
Тем не менее, отечественный рынок не изобилует предложениями трудоустройства за рубежом по рабочей визе: 5-6 стран, не более. Причин такого положения немало.
Одна из главных - длительный срок оформления разрешения на трудоустройство в соответствующих инстанциях - от 1,5 месяцев (бюрократическая машина во всем мире скрипуче-неповоротлива). Это вызывает негативную реакцию соискателя сразу по двум пунктам.
Во-первых, отечественному соискателю все надо непременно сразу и сейчас, а полтора-два месяца ожидания для него просто немыслимы. Во-вторых, соискатель, напуганный рассказами и слухами о фирмах-кидалах, боится платить аванс 300-400 долларов. А без аванса никак нельзя. Наш соискатель - человек ненадежный. За два месяца у него или пропадет охота куда-либо ехать, или он в другом месте себе что-нибудь подыщет. В любом случае отказ клиента ехать, когда разрешение на работу уже с таким трудом получено, отрицательно скажется на сотрудничестве кадрового агентства и его зарубежного партнера. Аванс в данном случае является для агентства страховкой от капризов клиента.
Другая причина - заработная плата по вакансии, требующей разрешения на трудоустройство. На иностранных рабочих редких профессий и высококвалифицированных специалистов спрос невелик. В Европе для легальных гастарбайтеров, занятых на должностях, не требующих квалификации, она составляет 600 - 800 долларов, в редких случаях до 900 долларов в месяц при нормированном рабочем дне. Правда, в большинстве случаев работодатели предоставляют легальным работникам значительные льготы по оплате жилья и питания, что выливается для работников в 100-200 долларов дополнительного дохода.
Менеджеры кадровых агентств жалуются, что огромное число соискателей даже и слушать не хотят о зарплате ниже 1000 долларов плюс льготы на жилье для подсобного рабочего на стройку в европейскую страну.
Нельзя обойти вниманием и такой фактор, как длительность работы за рубежом. Понятно, что потерю времени на волокиту с получением разрешения на трудоустройство работодатель хочет оправдать большим сроком заключаемого с рабочим контракта. Как минимум на год. А это далеко не всегда возможно для отечественного соискателя по причинам чаще всего семейного характера. Многих не устраивают условия контракта, по которым иностранный работник должен заплатить неустойку в случае преждевременного увольнения по собственному желанию. Мол, работа не понравится, а целый год «вкалывать» придется.
Вышеперечисленные причины, вероятно, не производят должного впечатления. Однако на практике они приводят к значительному снижению спроса. Ну а раз нет спроса, то и предложение снимается.
Что же остается делать тем, кого по той, другой, третьей, двадцать пятой причине не устраивают условия отъезда за рубеж по рабочей визе? Выход один - туристическая виза.
Главная особенность туристической визы состоит в том, что, находясь за рубежом, ее счастливый обладатель не имеет права на трудоустройство.
Кроме того, срок действия туристической визы весьма короток. В посольствах разных стран такие визы выдаются на разные сроки. Чаще всего кадровые агентства делают запрос в посольства с просьбой открыть для соискателей визы на период от двух недель до одного месяца (в зависимости от страны). Исключение составляет Англия: стандартный срок - 6 месяцев. Безусловно, по окончании срока действия любой визы дальнейшее нахождение в стране становится незаконным.
Если какой-то работодатель, преследуя свои экономические интересы, рискнет взять на себя ответственность, устроив на работу иностранного гражданина, нелегально находящегося в стране, это вовсе не значит, что данный гражданин может хлопать в ладоши и радостно трудиться, повышая личное благосостояние. Статус «нелегала» будет постоянно висеть над его головой, словно дамоклов меч. Особенно в европейских странах. Первая паспортная проверка - и моментальная высылка с автоматическим внесением сведений о нарушителе в соответствующую базу данных стран Шенгенского соглашения.
В лучшем положении оказываются те, кто получил туристическую визу в Канаду или США. Эти страны славятся своей лояльностью к иностранцам. Вот только получить визу в эти страны очень и очень трудно.
Власти отдельных стран признают нехватку рабочих рук на объектах, не требующих квалифицированного труда. Известны случаи, когда работодатели в таких странах, используя свои связи в соответствующих структурах власти, действительно брали своих работников под опеку и добивались выдачи им удостоверений личности, подтверждающих, что их владельцы трудятся на национального работодателя.
источник: zarplataru
http://www.portal.infocentereurope.ru/e107_pl....tent.87