В 1958 году в Латвии был выпущен первый советский мопед. Через 20 лет о «Риге» мечтал каждый мальчишка СССР Не так уж давно это было: слава рижского завода «Красная звезда» гремела на весь СССР. Поначалу здесь, в шумных цехах на центральной улице Ленина, собирали велосипеды. Затем перешли к производству мопедов. Помните ли? Мопед «Рига» считался мечтой каждого советского мужчины, юноши и даже пацаненка.
«Не закройся «Красная звезда» в 1998 году, – говорят историки от мотостроения, – работа такому заводу нашлась бы. Например, вместо мопедов сегодня в Риге могли изготавливать современные скутеры». Но до скутеров знаменитый завод не дорос. Экономический кризис захватил его сразу после большого подъема, и справиться с обстоятельствами «Красная звезда» не сумела. Она просто исчезла с производственной карты Европы, словно и не бывало ее. Ныне о крупном производстве, дававшем Латвии тысячи рабочих мест и платившем приличные налоги, напоминают только старые мопеды «Рига», бегающие по нашим дорогам по сей день.
Славный 1958-й
Факт: первому советскому мопеду суждено было появиться именно в Латвии. Нет, конструкторы «Красной звезды» не изобрели мопеда. Приделать к велосипеду мотор на Западе додумались двумя десятилетиями ранее, и в Европе модернизированное средство передвижения использовали уже перед войной. Но Рига все равно стала пионером. Конструкторы нашего завода «Красная звезда» прибавили к чужой идее собственную смекалку, и – оп! – в 1958 году выпустили первый мопед СССР. Время шло, слава нашей «Риги» крепчала, да и сейчас не померкла окончательно.