Чиновники решили заново рассмотреть условия конкурса [13.06.2005]
Такие трамваи будут бороздить латвийскую столицу только через несколько лет.
О введении трамвая нового поколения — с низким полом, более быстрого и удобного — Рижская дума задумалась как минимум года три назад. Однако первые поставки могут быть осуществлены в лучшем случае только в конце 2007-го, так как столичное самоуправление и Министерство сообщений решили дополнительно изучить правила конкурса на закупку трамваев.
"Вагонка" в нагрузку Правила конкурса, по словам пресс-секретаря Rigas satiksme Гунара Клегерса, были разработаны еще при старом совете предприятия — то есть когда его еще формировали Сергей Долгополов, Янис Диневич и другие представители думы предыдущего созыва. Диневич объяснил Телеграфу, что муниципальное предприятие, находящееся по сути в статусе монополиста на рынке рижского общественного транспорта, не имело права закупать трамваи не по конкурсу. Однако отцы города решили, что вне зависимости от того, кто победит в соревновании, надо дать работу нашей "вагонке" и нагрузить выигравшего дополнительным условием: сборку вагонов производить на Rigas Vagonbuves rupnica (RVR). Правда, Диневич не уточнил, включил ли совет эту оговорку в конкурсные правила или ее планировалось вписать в договор с подрядчиком. Клегерс утверждает, что такого пункта в правилах быть не может. Впрочем, о других их положениях представители Rigas satiksme не говорят ничего, ссылаясь на процесс согласования.
А дома — лучше В принципе про заботу думцев о своем вагоностроительном заводе можно говорить без иронии. Потому что производство низкопольных трамваев в Риге — самый выгодный вариант реализации проекта. По словам Игоря Кабашкина, проректора Института транспорта и связи, участвовавшего в разработке технико-экономического обоснования выпуска транспорта нового поколения в латвийской столице, у "вагонки" в этом плане целый ряд преимуществ. Во-первых, деньги, потраченные на его закупку самоуправлением, останутся в стране, то есть продолжат работать на экономику Латвии. Во-вторых, проект позволит создать новые рабочие места. В-третьих, он даст возможность "вагонке" войти на восточный рынок, так как и Москва, и некоторые другие крупные города России и стран СНГ проявляют интерес к закупке низкопольных трамваев. В-четвертых, эксплуатация и отладка нового транспорта гораздо дешевле и удобнее, если под рукой есть производитель. "Отправка вагонов на большие расстояния стоит дорого. Их надо обработать парафином, покрыть пленкой, чтобы не царапались, погрузить — а это тонны и тонны, — объяснил эксперт. — Кроме того, если на месте обнаружится брак, трамвай придется или увозить обратно на доработку, или ждать приезда ремонтной бригады. Поэтому Рига должна производить трамваи сама".
Скромный рижский аппетит Теоретически у "вагонки" есть один минус — некоторые комплектующие она не делает, значит, вынуждена у кого-то их закупать. Однако директор RVR Лазарь Райзберг утверждает, что сейчас практически никто не выпускает трамваи "до последнего гвоздя". Компания определенно будет участвовать в конкурсе Rigas satiksme — технический проект стопроцентно низкопольного транспорта (бывают частично низкопольные) уже готов. По словам Райзберга, шансы на успех его предприятия довольно высоки. Производителей таких трамваев не так много — относительно небольшие компании их практически не выпускают, а крупным (таким как Bombardier, Alstom, Siemens, Ansaldo Breda) может быть неинтересно "возиться" с рижским заказом, потому что город готов пока купить только 20 составов.
[Вместо того, чтобы привести трущёбы рижской Маскачки в более-менее приличное состояние, власти запустили идеологическую кампанию по выявлению и устранению остатков советской символики на архитектурных объектах и переименованию улиц с «русскими» названиями.
Снесем пол-Риги ?
Борьба со всем советским, а прежде всего, конечно, с русским давно является мейнстримом латвийской политики. Ломать не строить.
Если уж следовать этой логике, то нужно сносить половину Риги: все построенные в советское время микрорайоны, мосты через Даугаву – по крайней мере Вантовый и Островной. Это тоже символы советского наследия. А жители Латвии, рожденные до 1991 года, – по логике они тоже часть советского наследия, кто бы как бы ни пытался от этого откреститься. Некоторые советские дома действительно нужно реновировать: они устарели и морально, и технически. Но до этого никому нет дела. Приятнее рушить то, что заметнее и вполне может функционировать.
Чтобы двигаться вперед, нужно думать о будущем. Латвия выбрала для себя другую концепцию: возвращаться в СССР как можно дольше. По сути сейчас то, что делают местные политики – это и есть возвращение в "махровые советские времена".
Советская власть глушила "вражеские голоса", латвийская запрещает те же вражеские, как она считает, голоса. Полиция мыслей – это уже не выдумка Оруэлла из "1984". Тесты на лояльность – это реальность современной демократической страны ЕС. В СССР тоже так делали.
Новый закон запрещает экспонирование в публичном пространстве памятников, произведений искусства или других объектов, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: памятник прославляет оккупационную власть СССР или нацистской Германии, связанное с ней событие или лицо, идеологию тоталитаризма, насилие, военную агрессию и идеологию,а также включает в себя символы советского или нацистского режимов.