Одним из самых продуктивных направлений хозяйственного сотрудничества Риги и Москвы стала модернизация московского трамвайного парка и создание низкопольного трамвая нового поколения для обеих столиц на базе Рижского вагоностроительного завода, входящего в холдинговую компанию «Феликс». О свершениях и планах возрожденной латвийской «вагонки» «Московское время» беседует с президентом холдинга Эриком Игаунисом (на снимке).
- Что дает РВЗ стране латвийской?
- Если взять только социальную сферу, то за три года с момента основания число работающих выросло с нуля до 500 человек. Другая немаловажная статья - налоговые отчисления. Работаем прозрачно, в должники пока не попадали. Немаловажно и то, что в результате реанимации рижской «вагонки» возникло множество поставляющих нам комплектующие малых и средних предприятий - сейчас порядка двухсот. А это новые и новые рабочие места. Ну и престиж страны. Мы работаем с западными и восточными партнерами, наша марка известна далеко за пределами Латвии.
- Чем интересен РВЗ для западных партнеров?
- В Латвии при достаточно высоком уровне образования персонала в машиностроении относительно дешево обходится содержание инфраструктуры. Это позволяет быстро и дешево адаптировать новейшие западные технологии. То есть относительно дешево, поскольку без многотысячных инвестиций в технологию никак не обойтись. Таково требование современного рынка и, если угодно, такова наша философия. Так появились низкопольный трамвай, новые электропоезд и дизель, в перспективе создание скоростного поезда. С такими продуктами есть все возможности для завоевания восточного рынка, да и на более сложном западном не ударим в грязь лицом.
Пресс-фото.
Один из вариантов новейшего низкопольного трамвая.
Но при всем этом Латвия и ее столица остаются для нас среди приоритетов. По сравнению со столицами бывших партнеров по СССР Рига идет на шаг впереди в развитии транспортной инфраструктуры. К тому же перемены начались у нас пораньше, и повезло с консультантами. Например, на прошлой неделе Рижская дума приняла концепцию развития электротранспорта на ближайшие 15 лет, причем транспортом номер один назван низкопольный трамвай. Его маршруты составят спинной хребет рижской транспортной сети, на который будут ориентироваться трассы троллейбусов, автобусов и маршруток. Кстати, в Риге оптимизация транспортной инфраструктуры началась раньше, чем в Москве. Москвичи и транспортники многих сопредельных государств смотрят на Ригу как на образцовый город.
- Чем объясняется феноменальное по быстроте и эффективности развитие сотрудничества с Москвой?
- Как всегда, причин несколько. Разработка низкопольного трамвая для Риги началась задолго до потепления отношений между Ригой и Москвой. Презентация пятилетней программы его запуска в рижском пейзаже прошла в Рижской думе в апреле 2002 года. Но оказалось, что и в Москве наблюдается не меньшая потребность в подобном транспорте. Муниципальные политики зажгли зеленый свет для этого проекта. В Риге развернул деятельность Московский культурно-деловой центр, оказавший всемерную поддержку обоим проектам. Свою роль сыграл и раскрученный бренд РВЗ. Мало кто в России может похвалиться такой надежностью транспорта - поезда старого РВЗ по 40 лет без ремонта ездят.
Первым этапом сотрудничества стала модернизация московских трамваев по нашей системе. Это подразумевает изготовление в Риге множества комплектующих, плюс сама технология капитального ремонта: полная замена «внутренностей», компьютерная диагностика и т. д. Первые 23 трамвая уже бегают по улицам Москвы. До конца этого года сдадим еще 20. Вся потенциальная серия составляет 190 трамваев. Остается добавить, что модернизация 50 составов обойдется в 3 млн. евро.
Пресс-фото.
Уголок модернизированного салона электропоезда R2-Т для Грузинской железной дороги.
Параллельно модернизации началась работа по низкопольному трамваю. Использование западных и рижских технических наработок, комплектующих от российских производителей и сборка в российских условиях позволяют снизить стоимость проекта по сравнению со средней мировой ценой на 20- 30%. За основу был принят рижский трамвай под маркой RVR .
В процессе работы возникли определенные трудности в связи с необходимостью приспособить рижский низкопольный трамвай к конкретным параметрам Москвы. Москвичи потребовали повысить надежность элементов, расширить вагон и увеличить диапазон температурных параметров. Для Риги достаточно -30oС - +40oС, а для Москвы оказалось существенно важно иметь -45o. Плюс особенности путей, перепадов напряжения. На изучение всех подводных камней московской транспортной системы потребовалось достаточно много времени. Сейчас московско-рижская группа по низкопольному трамваю заканчивает формирование технического задания для московской версии. С момента его подписания требуется 18 месяцев для проработки чертежей и изготовления серийного образца. Первый опытный образец, прототип серийного трамвая, будет испытан на улицах Риги уже в январе 2005 года. Серийную модель можно ожидать к середине 2006 года. Она появится параллельно в Риге и в Москве. А потом каждый месяц на линию будет выходить по новому трамваю.
- Как проходили контакты с москвичами? Что можете сказать о лужковском стиле руководства?
- Могу сказать, что в транспортной сфере в Москве трудятся весьма профессиональные менеджеры. Нам достаточно быстро удалось найти с ними общий язык - договориться о том, трамваи каких именно параметров способны решить проблемы московского транспорта. После того как технические люди обеих сторон договорились, следует акцепт правительства Москвы. После этого начинается практическая работа.
Сейчас транспортный департамент Москвы разрабатывает схему финансирования для изготовления первых трех опытных образцов низкопольного трамвая. Первая серия для Риги составит 20 трамваев, плюс заказ на два трамвая в процессе переговоров с Ташкентом. Таким образом, первая низкопольная серия составит 25 трамваев.
Что касается контактов с Юрием Михайловичем Лужковым, то через кураторов он находится в курсе всех работ. В ходе последнего рижского визита на круглом столе предпринимателей прозвучал доклад по низкопольному трамваю. В целом роль мэров Лужкова и Боярса в этом проекте трудно переоценить. Гундарс Боярс смело поддержал наши инициативы, а Лужков, реформатор по природе, не побоялся переступить через политические стереотипы и сделать акцент на хозяйственном сотрудничестве.
Справка
ООО «Холдинговая компания Феликс» основана в 1991 году братьями Эриком и Валерием Игаунисами и Айваром Лочмелисом. В состав многоотраслевого холдинга и дочерних компаний входят: АО «Северстальлат», АО «Рижский вагоностроительный завод», ООО «Центр арматурного сервиса», ООО «НетКард», ООО «Корабельное агентство «Альфа», ООО «ФАМ», ООО «СКС-Р», ООО «Рижский электротранспорт» (создано муниципальном Трамвайно-троллейбусным управлением и РВЗ специально для разработки низкопольного трамвая), ООО «Фонд собственности ФБЦ», ООО «Частная школа «Oгре» и др. Предприятия холдинга успешно работают в странах Балтии, России, Скандинавии, США и других странах. Многие предприятия холдинга являются лидерами по производству и инновациям в своих отраслях.
АО «Рижский вагоностроительный завод» основано в 2001 году. В 2003 году на территории РВЗ для концентрации научно-производственного потенциала и осуществления инновационных проектов в области транспортного машиностроения создан научно-технологический парк. Динамика оборота РВЗ: в 2001 году - 2,59 млн. латов, в 2002-м - 4,98 млн. латов, в 2003-м - 4,93 млн. латов. Игорь ВАТОЛИН
Трущобы (бидонвили) — жилой массив с повышенной плотностью стихийной застройки городской или сельской местности, отличающийся отсутствием или острой нехваткой основной инфраструктуры (электричество, водопровод, канализация, вывоз мусора, администрация, и т. д.), необходимой для полноценной социальной жизни человека и, как правило, с сильно маргинализированной социальной средой. Трущобы в широком смысле — кварталы городов или города-спутники, состоящие из обветшалых, недоброкачественных и неблагоустроенных зданий.
Эти фотки были сделаны мною в то время, когда Рига готовилась стать на целый год культурной столицей Европы (2014 года). Поверьте, за прошедшие годы практически ничего не изменилось.
Вы только посмотрите на эту «прелесть» европейской столицы! Развалюхи барачного типа позапрошлого века безо всяких удобств для проживания десятилетиями шокируют своим видом не только туристов.
Но рижский градоначальник занят большой политикой: срывает флаги других государств, чудит со столбиками, сейчас переименованием улиц и сносом крамольных памятников займётся.
А не уместнее ли пионерский задор и немалые средства городского бюджета направить не на разрушение того, что ещё исправно работает (Дом конгрессов, например), а на созидание? Облагородить те же бараки в старой Маскачке или Деглавский мост доремонтировать. Или слабО?
В основном Ригастрой вёл строительство по индивидуальным проектам. Что касается типовых проектов, то чаще всего Ригастрой курировал строительство типовых школ, поликлиник и детских садов.
До 1987 года Ригастрой сдал в эксплуатацию 47 школ, 103 детских садов и 7 поликлиник и единственный
Гостиницу «Рига», построенную в 1948—1954 годы по проекту Сергея Николаевича Антонова и Юрия Павловича Архипова на месте разрушенной в военное время гостиницы «Рим».
Из других важных работ Ригастроя можно отметить:
Театр «Дайлес»,одно из наиболее примечательных зданий в стиле функционализма в Риге, построено к 1976 году группой архитекторов (М. Станя, Х. Кандерс, И. Якобсонс).
Здание гостиницы «Ридзене», которая в советское время являлась гостиницей Управления делами Совета Министров ЛССР, расположено в районе периметральной застройки рижского Бульварного кольца; строительство было закончено в 1984 году, авторами являются Юрис Гертманис, Валерий Кадирков и Зане Калинка.
Дом мебели, торговый комплекс, расположенный в центре рижского микрорайона Пурвциемс (спального района на правобережье Даугавы). Здание было построено к 1980 году, его авторами являются латвийские советские архитекторы — супруги Раймия Артуровна и Сергей Петрович Любовичи.
Универсальный больничный комплекс «Гайльэзерс», отличавшийся полифункциональностью и современностью; его составной частью является Седьмая рижская клиническая больница. Этот комплекс был построен в 1973—1979 годы на средства, которые были собраны в ходе коммунистических субботников.
Гостиница «Латвия», первое высотное здание в Риге, ставшее долгостроем (строительство продолжалось с конца 1960-х годов по 1976 год, здание сдано в эксплуатацию в 1979 году); работами по созданию передовой гостиницы руководил архитектор Артур Артурович Рейнфелдс, инженер Александр Моисеевич Комраз
Гостиница «Даугава», находится на левобережье Западной Двины, напротив Старого города; действует с 1972 года.
Здание Госагропрома, вторая высотка на правом берегу Даугавы, которая строилась с 1968 года и была завершена в 1978 году[1]. Площадь здания составляет 22800 кв.м., в нём 26 этажей[2].
Также Ригастрой принимал активное участие в строительстве многих других важных городских объектов.