Между созданием Латвийской Республики и Советской России есть много общего — в том числе и роль морских судов. Но если в СССР культ крейсера "Аврора" привел к созданию одноименных кинотеатров, шоколадных и чулочных фабрик, то ставший приютом первого национального правительства ЛР пароход "Саратов" удостоился лишь одной улочки в городе Лиепае.
Недавно Latvijas vestures instituta zurnals опубликовал любопытное исследование о "Саратове". Историк Гунарс Янсонс докопался: пароход с немалым для тех лет водоизмещением 1679 тонн построили в Дании для компании Russian North West S.S.Co. Ltd., принадлежавшей датчанам. Под названием "Леопольд II" и трехцветным стягом он ходил из российской Либавы в британский Галл. В 1911–м его купило питерское Северо–западное пароходство, дало русское имя и специализировало на перевозке эмигрантов — в основном поляков, литовцев и евреев.
А капитаном парохода с 1911 года был немец–остзеец Александр Реймерс–Вейц. Забегая вперед, отметим, что за лояльность новая власть ЛР наградила его орденом Трех Звезд! После начала Первой мировой войны "Саратов" передали ВМФ и устроили на нем минный склад. Когда немцы внезапным ударом в 1915 году заняли Либаву, пароход не успели взорвать, и он использовался германцами как вспомогательный. И вот приходит 1919–й, Либаву занимают латышские правительственные части. В руках кабинета Карлиса Улманиса — крохотный клочок земли, вся Латвия в руках большевиков. Но на "Саратове" гордо взвевается красно–бело–красный стяг. С 5 марта он становится латвийским военным судном и перевозит британское оружие.
В Лиепае тем временем произошел путч. Писатель и пастор Андриевс Ниедра, симпатизировавший Германии, занял город — и 1 мая Карлис Улманис со своими министрами скрывается на судне. "Саратов" стоит на внешнем рейде под охраной английских судов ДВА МЕСЯЦА!
Только 27 июня Улманис вернулся в Лиепаю, а уже 8 июля "Саратов" обеспечил его триумфальное возвращение в Ригу.
Пароход же пережил ряд драматических эпизодов: бомбежку бермондтовских самолетов и обстрел артиллерии, перевозку золотого запаса Латвии и доставку из Риги в Айнажи первых двух самолетов ЛР —
Sopwith Strutter
и Nieuport.
Таким образом "Саратов" стал еще и ПЕРВЫМ ЛАТВИЙСКИМ АВИАНОСЦЕМ...(Выделено мною-В.Савченко)
В мирное время "Саратов" ходил между Ригой, Вентспилсом и Лиепаей.
По договору с Советской Россией его предполагалось передать большевикам. 14 января 1923 года загруженный лесом пароход под управлением нового капитана Кондратьева вышел из Риги, но сел на камни возле мыса Акменьрагс. На следующий день разыгралась буря, и "Саратов" затонул. Почти полтора десятилетия затонувший на мелководье "Саратов" стоял у балтийского берега. Рыбаки жаловались — остов постоянно рвет сети! И начальство в 1936–м окончательно взорвало корабль, не забыв, однако, продать его на металлолом в Лиепаю. В Военном музее ЛР до сих пор экспонируется снятый с "Саратова" судовой телеграф. Впрочем, такова история почти всех знаменитых судов. Настоящая "Аврора" тоже ведь погибла…
Удивительные совпадения. В порту города Лиепая наткнулись на небольшой памятный камень пароходу "Саратов".
Оказывается Саратов не только город в Поволжье, но также был такой пароход, который к сожалению затонул, но оставил о себе память.
На памятной табличке написано: "В этом месте в 1919 году на пароходе "Саратов" располагалось Временное Правительство Латвии под руководством Карлиса Ульманиса". Памятник открыт видимо в честь восьмидесятилетия этого события.
Немного исторических фактов, которые удалось почерпнуть из Вкипедии.Судно было построено в 1888 году в Дании и носил первое название "Леопольд II", но в 1911 году был продан Росии и переименован. Саратов являлся грузопассажирским судном и за время своего существования успел ходить под флагами Дании, Российской Империи, Латвии и СССР. К сожалению судно потерпело крушение и затонуло в 1923 году.
До Первой мировой войны владелец корабля — «Российское Северо-западное общество судоходства». Пароход курсировал между Лиепаей и Великобританией, перевозил эмигрантов. После начала войны покинутый корабль находился на дрейфе в порту Лиепая. В начале 1919 года пароход был конфискован Временным правительством Латвии, на нём был поднят красно-бело-красный флаг Латвийской Республики. С 16 апреля по 27 июня 1919 года судно было единственным местом пребывания Временного правительства Латвии под руководством Карлиса Улманиса, не на сухопутной территории Латвии, а в море Балтики. 7—8 июля 1919 года на этом пароходе Временное правительство из Лиепаи прибыло в Ригу. Позднее судно использовали для доставки военных грузов армии.
В 1920 году Второе Военное министерство передало пароход в отдел эксплуатации Государственных кораблей. «Саратов» выполнял рейсы в порты Великобритании — перевозил пассажиров, продовольственные товары, лесоматериалы и уголь. 12 декабря 1920 года около Хельсинки «Саратов» сел на мель и в 1921 году пароход поставили на ремонт в Лиепае. Затем, из-за возраста и других технических причин — опять стоял без дела в порту Лиепаи.
В конце 1922 года в соответствии с договором мира между Россией и Латвией, РСФСР потребовала вернуть «Саратов». В Риге пароход привели в технический порядок и передали советским морякам. 13 января 1923 года под командованием капитана Кондратьева, с флагом СССР, корабль отправился из Риги в один из английских портов. По маршруту пароходу необходимо было зайти в Лиепаю, чтобы доставить туда пассажиров — латышских моряков, которые участвовали в работах по передаче корабля. Этот рейс для «Саратова» стал роковым — новая команда, принявшая корабль, плохо знала Курземское побережье Балтийского моря и пароход затонул напротив мыса Акменьрагс на глубине 5 метров. В середине 1930-х годов лиепайский предприниматель Розенберг начал взрывать затонувшее судно, отделяя куски обшивки для продажи их на металлолом. В настоящее время затонувший пароход является объектом исследований дайверов.
Не многие Лиепавчане знают об этом памятнике в порту. Можно назвать хорошей случайностью, что мы набрели на него.
[Вместо того, чтобы привести трущёбы рижской Маскачки в более-менее приличное состояние, власти запустили идеологическую кампанию по выявлению и устранению остатков советской символики на архитектурных объектах и переименованию улиц с «русскими» названиями.
Снесем пол-Риги ?
Борьба со всем советским, а прежде всего, конечно, с русским давно является мейнстримом латвийской политики. Ломать не строить.
Если уж следовать этой логике, то нужно сносить половину Риги: все построенные в советское время микрорайоны, мосты через Даугаву – по крайней мере Вантовый и Островной. Это тоже символы советского наследия. А жители Латвии, рожденные до 1991 года, – по логике они тоже часть советского наследия, кто бы как бы ни пытался от этого откреститься. Некоторые советские дома действительно нужно реновировать: они устарели и морально, и технически. Но до этого никому нет дела. Приятнее рушить то, что заметнее и вполне может функционировать.
Чтобы двигаться вперед, нужно думать о будущем. Латвия выбрала для себя другую концепцию: возвращаться в СССР как можно дольше. По сути сейчас то, что делают местные политики – это и есть возвращение в "махровые советские времена".
Советская власть глушила "вражеские голоса", латвийская запрещает те же вражеские, как она считает, голоса. Полиция мыслей – это уже не выдумка Оруэлла из "1984". Тесты на лояльность – это реальность современной демократической страны ЕС. В СССР тоже так делали.
Новый закон запрещает экспонирование в публичном пространстве памятников, произведений искусства или других объектов, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: памятник прославляет оккупационную власть СССР или нацистской Германии, связанное с ней событие или лицо, идеологию тоталитаризма, насилие, военную агрессию и идеологию,а также включает в себя символы советского или нацистского режимов.