ADMIN | Datums: Пятница, 09.03.2018, 20:30 | Ziņojums # 1 |
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3947
Statuss: Оффлайн
| Танк "Президент Улманис"
Тяжелый танк Mk V (Великобритания)
Тактико-технические характеристики. В скобках указаны характеристики "самок"
Боевая масса: 29,47 т (28,45т) Экипаж: 8 человек Высота: 2,64 м Длина: 8,06 м Ширина 4,11 м (3,3 м) Клиренс 0,42 м Толщина брони, Лоб и борт: 14 мм. Крыша и днище: 6 мм Орудия: 2Х57-мм 6-фнт "Гочкис" L 23. (только "самцы") Пулеметы: 4Х7,7 мм "Гочкис" (6Х7,7-мм "Гочкис") Боекоплект. Выстрелов: 207 (только "самцы"). Патронов: 5700 (14100) Двигатель: марка - "Рикардо", тип - карбюраторный, цилиндров - 6, охлаждение - жидкостное, мощность 150 л.с. при 1250 об./мин Запас топлива: 422 л. Трансмиссия: механическая Коробка передач: планетарная 4-скоростная Бортовой редуктор: цепная передача - однорядный редуктор Механизм поворота: планетарный Ходовая часть на один борт: 26 опорных катков заднее орасположение ведущего колеса. Подвеска: жесткая Тип гусенецы: металлическая, крупнозвенчатая Количество траков в цепи: 90 Тип зацепления: зубовое Ширина трака: 673 мм, первые машины 200 Шаг трака: 197 мм Максимальная скорость: 7.5 км/ч Запас хода: 72 км Удельное давление: 1,57 кг/см Преодолеваемый подъем: 35 градусов Ширина преодолеваемого рва: 3 м Высота стенки: 1,5 м Глубина брода: 1.0 м Толщина сваливаемого дерева: 500-550 мм Толщина пробиваемой стенки: 3 кирпича Тяговое усилие: 27300 кг/с
После выпуска Mk IV и посещения конструкторами танковых частей на фронте, где конструкторы ознакомились с французскими танками, утвердилось давнее мнение о том, что главной проблемой танков является двигатель и трансмиссия. Началась разработка специальных "танковых" агрегатов. 3 марта 1917 г. в Бирмингеме провели испытания новых танков, из них 6 - это Mk II без спонсонов, с новыми системами трансмиссии. 1 - прототип быстроходного "танка преследования" Триттона; 1 - танк - транспортер орудий. Первый вариант танка с механической трансмиссией был предсерийным образцом Mk IV. Второй "Вильсон Эпискайл Тэнк" с планетарным механизмом поворота. Третий "Вилкинс Малтипл Клатч Тэнк", отличался отсутствием главной коробки передач и трехскоростными бортовыми коробками передач с постоянным зацеплением шестерен.
Для дальнейших разработок выбрали "Вильсон Эпискайл Тэнк", давший наибольшую скорость хода, при небольших габаритах, совместивший удобство управления и обслуживания с надежностью.
Серийный выпуск новой модели тяжелого танка Mk V планировали начать в августе - сентябре 1917 г., но его удалось наладить только к декабрю. Выпуск начала "Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани". Планировали заказать на 1918 год 4000 танков. Однако после неудачи танков под Ипром военное министерство, после рассмотрения доклада министра снабжения Черчилля, 11 ноября 1917 года, сократило заказ до 1350 штук. Новый танк стал поступать в войска в мае 1918 г. Боевой дебют состоялся 4 июля 1918 г. у д. Амель.
В целом схема вооружения танка осталась прежней. К прежнему вооружению был добавлен кормовой пулемет - его установили на шаровую установку и поместили в дверце люка-лаза для обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника. В крыше люка рубки были установлены лючки для стрельбы из револьверов.
Mk V от предыдущих моделей больше отличался новым двигателем, известного конструктора Гари Рикардо. "Рикардо" стал первым двигателем, специально разработанным для танков. К разрабатываемому двигателю предъявили жесткие требования: при тех же габаритах, что и у "Даймлер", мощность должна была быть 150 л.с. Должна была уменьшиться в размерах система охлаждения, обеспечиваться работа при любых углах наклона и широком диапазоне, повышенная прочность, возможность обслуживания в полевых условиях. При этом не использовался алюминий или высоколегированные стали. Карданный вал с противовесами уравновешивал двигатель и уменьшал вибрацию. Был снижен износ поршней и цилиндров, повышен КПД, уменьшено образование нагара. Улучшена система смазки. Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая его с креплений. Радиатор трубчатый. Решетки системы охлаждения разместили в бортах, а позже стали прикрывать броневыми жалюзи или уголками. Бензобак установили на корму и разделили на три отсека: в случае пробоины в одном, горючее в остальных сохранялось. Снижалась пожароопасность. Две выхлопные трубы вывели на крышу и снабжались глушителями. Повысили скорость и запас хода. Вращение от двигателя передавалось через дисковое сцепление на карданный вал, затем на 4-х скоростную коробку передач, а от нее через пары конических шестерен к поперечным валам. Шестерня на конце поперечного вала сцеплялась с венцом одноступенчатого планетарного механизма. Водило планетарного механизма соединялось с зубчаткой приводящей через цепь Галля вал бортовой передачи. Сателлиты и солнечная шестерня планетарного механизма поворота жестко соединялись с тормозными барабанами. Изменилась бортовая коробка передач. Трансмиссия обеспечивала 4 скорости и задний ход: 1-я - 1,37, 2-я - 1,37, 3-я - 3,96, 4-я - 7, задний ход - 1,37 км/ч. Трансмиссия танка теперь включала в себя два рычага по бокам от сидения водителя, педали тормоза, рычаг коробки передач, муфта реверса. Управление стало более удобным, и командир освобождался от помощи водителю.
На первые 200 танков стали устанавливать расширенные гусеницы и грязеочистители. Но ресурс гусениц повысить не удалось они выходили из строя после 80 км, поэтому пришлось использовать старые более узкие гусеницы.
Рубку увеличили и на корме танка выполнили дополнительную рубку со смотровыми лючками, это дало возможность кругового наблюдения из танка и улучшило вентиляцию. Два больших люка выполнили позади кормовой рубки над карбюратором. Щели для наблюдения снабдили небьющимися стеклопакетами.
Работа с балкой самовытаскивания, благодаря дополнительной рубке, стала безопаснее. Теперь на танк могли крепить фашину или секцию пехотного штурмового моста. Изменили буксировочные приспособления - вместо пружин с пальцем стали использовать шарнирную серьгу. Усовершенствовали и средства связи: вместо сигнальных флажков установили семафор с красным и белым диском.
До конца войны было произведено 400 Mk V, равное количество "самцов" и "самок". Меняя спонсоны, на изготовленных танках получили Mk V "композит" с одним 57 мм орудием и пятью пулеметами. В войсках эту машину называли "гермафродитом".
После войны к 1920 г. Mk V признали устаревшими, его стали списывать и передавать другим странам.
Во время гражданской войны в России англичане сформировали три специальных отряда танков состоящих из Mk V, Mk A "Whippet" и Mk B, которые вместе с инструкторами передали белым армиям в Россию. Тяжелые танки действовали на Северо-западном и Южном фронтах. Танки мало подходили для условий гражданской войны и их участие ни как не повлияло на ее исход. Захваченные красной армией Mk V , использовались в 1920 г. для укомплектования автотанковых отрядов типа "Б". На 1925 г. в РККА состояло 45 Mk V (получивших название в Красной армии по марки двигателя "Рикардо") С вооружения трофейные танки сняли в 1930 г. До настоящего времени на территории бывшего СССР сохранилось 5 "родных" танков Mk V - более чем где-либо еще. Большая их часть относится к "композитам": один находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, два в Луганске, один в Харькове, и один "самец" остался в Архангельске.
Англичане передали танки армиям стран, образовавшихся в результате Первой мировой войны и составивших "санитарный кордон" на границах Советской России - Латвии, Польши, Эстонии. В Латвии танки вошли состав танкового полка "технической дивизии". В Эстонии на 1930 г. в составе двух смешанных рот бронетанкового полка имелось около десяти Mk V . Mk V дольше всего находились на вооружении в Эстонии и Латвии. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году эти танки достались РККА, но применения им не нашли. Польше союзники передали несколько Mk V и Mk V*.
Последний раз применить Mk V попытались в 1940 году, когда Англия ожидала вторжения фашистских войск. Mk V из Бовингтонского музея установили в качестве огневой точки на дороге в Вэрхем, дополнив его вооружение пулеметом "Льюис" на зенитной стойке. Но германская операция "Зеелве", как известно, не сосотялась.
Mk V доказал свою ценность не только своей страшной разрушительной силой. Каждый боевой танк возил с собой боевые припасы и воду для пехоты, а четыре танка снабжения перевезли около 10 т разных предметов, в том числе и колючую проволоку, которую они доставляли к занятым пунктам через 1,5 часа.
Источники:
Федосеев С.Л. Танки Первой мировой войны : Иллюстрированный справочник М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2002.
Ф. Митчел. Танки на войне. -М.: Государственное военное издательство, 1935г.
Fletcher D. Landships. British tanks in the First World war. London, Her Majestery Stationery Office, 1984
Источник : http://fww.fromru.com/web/army/uk/mkv.html
А также танки "Carden-Loyd" ,"Fiat 3000A 105","Latgalietis","Vicker" ,броневик на базе Латвийского "Ford Vairogs V-8"и много другой военной техники,состоявшей на вооружении Латвийской Армии
Латвийская довоенная бронетехникаАнглийские танки: Mk V — «Minstr. Pres. Ulmanis» Mk V — «Generalis Balodis» Mk V — «Generalis Burts» Mk B — «Latgalietis» Mk B — «Vidzemnieks»
Бронеавтомобили:Sheffield-Simplex — «Imanta» Остин 1915 — «Zemgaleetis» Ижорский Фиат — «Staburags» Pierce-Arrow — «Viesturs» Pierce-Arrow «Titanic» Путилов-Garford 1916 — «Kurzemnieks» Krupp Geschutzwagen 14 «Max» Krupp Geschutzwagen 14 «Moritz» Fiat — «Sargs»
|
|
| |