SV-5 - ближний разведчик и учебный самолет, специально разработанный для Латвии фирмой Stampe et Vertongen. SV-5 представлял собой двухместный библан, смешанной конструкции (крылья дерево-фюзеляж металл) с двигатель Armstrong-Siddeley Serval 5 мощностью 340 л.с.
В 1935 году Латвией была закуплена серия из 20 машин, распределенных в 6-ю разведывательную эскадрилью (базировалась на аэродроме Гулбене). С этим самолетом связаны два перелета перебежчиков - 31.5.39 в СССР бежал ст.лейт. Леонс Вайдерс (самолет возвращен и разбился 4.6.40 в Гулбене с пилотом Моркансом - последняя катастрофа ВВС Латвии), а уже после начала советско-германской войны 2 экипажа из состава 24-й отдельной разведэскадрильи (подчинялась 24-му латышскому территориальному корпусу РККА) перелетели на занятую немцами территорию. Причем пилот старший лейтенант Алкснис застрелил наблюдателя лейтенанта Ирбе, препятствовавшего дезертирству. Оставшиеся машины, перелетевшие под Псков, были задействованы в качестве ложного аэродрома и уничтожены люфтваффе.
Лицензионное производство SV-5, запланированное еще на 1938 год, производилось на заводе VEF в 1942 году, уже под немецкой оккупацией. 4 произведенных машины испытывались летчиком Кирилсом Микелсонсом на аэродроме Калнциемс и были переданы эстонской эскадрилье ночных бомбардировщиков в составе люфтваффе. Пилот Тоом разбился на SV-5 в августе 1942 года. На лицензионных машинах устанавливались двигатели Cheetah IX мощностью 355 л.с.
ЛТХ: Модификация SV-5 Размах крыла, м 10.50 Длина, м 7.78 Высота, м 2.90 Площадь крыла, м2 26.00 Масса, кг пустого самолета 890 максимальная взлетная 1360 Тип двигателя 1 ПД Cheetah IX Мощность, л.с. 1 х 335 Максимальная скорость , км/ч 272 Крейсерская скорость , км/ч 226 Практическая дальность, км 480 Скороподъемность, м/мин 476 Практический потолок, м 7500 Экипаж, чел 2 Вооружение: два 7.7 мм пулемета Browning , до 8 х 50-килограммовых бомб
[Вместо того, чтобы привести трущёбы рижской Маскачки в более-менее приличное состояние, власти запустили идеологическую кампанию по выявлению и устранению остатков советской символики на архитектурных объектах и переименованию улиц с «русскими» названиями.
Снесем пол-Риги ?
Борьба со всем советским, а прежде всего, конечно, с русским давно является мейнстримом латвийской политики. Ломать не строить.
Если уж следовать этой логике, то нужно сносить половину Риги: все построенные в советское время микрорайоны, мосты через Даугаву – по крайней мере Вантовый и Островной. Это тоже символы советского наследия. А жители Латвии, рожденные до 1991 года, – по логике они тоже часть советского наследия, кто бы как бы ни пытался от этого откреститься. Некоторые советские дома действительно нужно реновировать: они устарели и морально, и технически. Но до этого никому нет дела. Приятнее рушить то, что заметнее и вполне может функционировать.
Чтобы двигаться вперед, нужно думать о будущем. Латвия выбрала для себя другую концепцию: возвращаться в СССР как можно дольше. По сути сейчас то, что делают местные политики – это и есть возвращение в "махровые советские времена".
Советская власть глушила "вражеские голоса", латвийская запрещает те же вражеские, как она считает, голоса. Полиция мыслей – это уже не выдумка Оруэлла из "1984". Тесты на лояльность – это реальность современной демократической страны ЕС. В СССР тоже так делали.
Новый закон запрещает экспонирование в публичном пространстве памятников, произведений искусства или других объектов, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: памятник прославляет оккупационную власть СССР или нацистской Германии, связанное с ней событие или лицо, идеологию тоталитаризма, насилие, военную агрессию и идеологию,а также включает в себя символы советского или нацистского режимов.