Опоздавшие стрелы Советов Изображение поезда отчеканено на памятной медали, посвященной 130-летию Министерства путей сообщения РФ. Парадокс, но чудо-поезд, который должен был преодолевать расстояние от Москвы до Ленинграда за неполные четыре часа, опоздал на целых 10 лет.
Он был создан в Риге и остается символом российских железных дорог
В этом году ЭР-200 исполнилось 30 лет. Он был создан весной 1974 года, а в свой первый рейс ушел лишь через 10 лет. Этот двойной юбилей в этом году с помпой отмечали в Москве и Санкт-Петербурге, которые соединил этот электропоезд. У нас дата прошла незамеченной.
ЭР-200 - значит «электропоезд рижский». Создан он был на Рижском вагоно- строительном заводе - RVR . Цифра «200» говорит о скорости экспресса - 200 км/час. Это немало и по нынешним, ушедшим далеко вперед в развитии железнодорожных технологий, временам, а в те годы было чуть ли не запредельной величиной. Однако «подходил» экспресс медленно.
Вспоминает главный конструктор RVR, а тогда руководитель группы бюро тележек завода Зигмундс Отто:
- Разработка ЭР-200 началась еще в 1969 году. Наши специалисты поехали в МПС СССР - сдали технический проект. Рабочий же проект сдали в 1973-м. Следующий, 1974 год принято считать днем рождения ЭР-200, хотя к этому времени еще не все 14 вагонов поезда были готовы.
Работы по созданию экспресса велись, что называется, с нуля. Все детали, включая мелкие, приходилось продумывать самим конструкторам. Например, такой прозаический вопрос, как туалеты в поезде. Будь это теперь, скорее всего, обратились бы за помощью к финнам. Тогда же в поиске подходящего гигиенического решения разработчикам пришлось объездить все авиазаводы страны.
Поезд и сейчас смотрится вполне современно, а в 70-е это было просто рукотворное чудо, символизирующее расцвет советских технологий (инициатором создания экспресса выступил Госкомитет по науке и технике СССР). Например, корпус ЭР-200 целиком был сделан из алюминия. Сварка этого легкого металла тогда была только освоена. Были применены и совершенно новые тележки.
- Сейчас смотришь, - делится впечатлениями Отто, - ведь прошло 20 лет, а ни одной трещины в кузове нет, целы и тележки. Но морально поезд, конечно, уже устарел.
Впечатлял и уровень сервиса. Во всех вагонах были установлены кондиционеры, работал бар-буфет. Но сразу обнаружились и недостатки. Так, при испытаниях на полигонах МПС в Щербинке и Белореченской конструкторы намучились с дисковыми тормозами поезда. На больших скоростях диски снашивались очень быстро, не выдерживал самый лучший чугун. Дело в том, что главный способ торможения такого экспресса - двигателем. А машинисты злоупотребляли механикой.
Конечно, на создание поезда работали не только рижане, но и вся большая страна. Было очень большое количество смежников. Но экспресс несет на кабине именно эмблему RVR . Не будет лишним назвать здесь отцов «рижской стрелы»: главный конструктор Станислав Соколов, ведущие - Всеволод Коровкин и Юрий Димантс. А всего в КБ завода в те годы работало 200 человек.
Однако этот великолепный поезд одновременно и опоздал, и родился слишком рано. Как по объективным, так и по субъективным причинам. Как говорит Отто, скоростным сообщением хотели соединить Москву и тогдашний Ленинград. Но на всю нитку стального пути от одной столицы ядерной супердержавы до другой приходилось лишь 200 км дороги, пригодных для развития нужной скорости в 200 км/час! Путевая инфраструктура просто «не держала» ЭР-200.
Был и субъективный фактор. Те времена известны как эпоха застоя. Во многом технический прогресс искусственно тормозился бюрократическим аппаратом. Принять на себя ответственность за жизни 816 пассажиров - не шутка. А если с поездом что-то случится? Тут можно было не только партбилет на стол положить и должности лишиться... В общем, уникальный скоростной экспресс ровно 10 лет провел у заводского забора.
По легенде, невольно помогли французы. К этому времени на тамошних железных дорогах появились экспрессы TGV . На встрече с министром путей сообщения СССР зарубежные гости между делом спросили:
- Мы знаем, что у вас есть собственный скоростной поезд, но что-то не видели его в расписании. Так мы можем помочь, продать свой.
Вот после этого министр Конарев и дал санкцию: пустить ЭР-200 в эксплуатацию с пассажирами.
С весны 1984 года экспресс родом из Риги регулярно курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. И это все. Когда-то его еще хотели пустить и по направлению Центр - Юг, связав Москву и Черноморское побережье Кавказа. Но и тогда почти фантастическая, сейчас эта идея по ряду причин не реализуема совершенно.
...В свой юбилей поезд покатал своих создателей. Был на празднике и Зигмундс Отто. По его наблюдениям, расстояние от Белокаменной до Северной Пальмиры ЭР-200 покрыл где-то за пять часов. Проблемы все те же...
[Вместо того, чтобы привести трущёбы рижской Маскачки в более-менее приличное состояние, власти запустили идеологическую кампанию по выявлению и устранению остатков советской символики на архитектурных объектах и переименованию улиц с «русскими» названиями.
Снесем пол-Риги ?
Борьба со всем советским, а прежде всего, конечно, с русским давно является мейнстримом латвийской политики. Ломать не строить.
Если уж следовать этой логике, то нужно сносить половину Риги: все построенные в советское время микрорайоны, мосты через Даугаву – по крайней мере Вантовый и Островной. Это тоже символы советского наследия. А жители Латвии, рожденные до 1991 года, – по логике они тоже часть советского наследия, кто бы как бы ни пытался от этого откреститься. Некоторые советские дома действительно нужно реновировать: они устарели и морально, и технически. Но до этого никому нет дела. Приятнее рушить то, что заметнее и вполне может функционировать.
Чтобы двигаться вперед, нужно думать о будущем. Латвия выбрала для себя другую концепцию: возвращаться в СССР как можно дольше. По сути сейчас то, что делают местные политики – это и есть возвращение в "махровые советские времена".
Советская власть глушила "вражеские голоса", латвийская запрещает те же вражеские, как она считает, голоса. Полиция мыслей – это уже не выдумка Оруэлла из "1984". Тесты на лояльность – это реальность современной демократической страны ЕС. В СССР тоже так делали.
Новый закон запрещает экспонирование в публичном пространстве памятников, произведений искусства или других объектов, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: памятник прославляет оккупационную власть СССР или нацистской Германии, связанное с ней событие или лицо, идеологию тоталитаризма, насилие, военную агрессию и идеологию,а также включает в себя символы советского или нацистского режимов.