«Вырасту и буду в богеме, там красиво», — заявил знакомый пятиклассник. Да и некоторые взрослые, произнося с придыханием это слово и нарочито гэкая, мечтательно закатывают глаза: «Как же хорошо принадлежать богеме: тусовки, вечеринки и ничего не делаешь». Давайте же вспомним, что такое богема и стоит ли стремиться в неё попасть.
Как определяют слово толковые словари, богема — это слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную жизнь (о музыкантах, художниках, актёрах, литераторах), а также сам образ такой жизни. Беспорядочную не значит плохую: да, творческие люди не ходят на работу с восьми до пяти, они создают свои произведения по вдохновению, у которого тоже нет жёсткого рабочего графика. Отсюда и нерегулярность доходов: сотворил — получил гонорар, не посетила муза — нет и денег на хлеб насущный.
Привлекательна ли такая жизнь, нужно ли оно человеку — тут каждый решает сам. А мы поговорим о происхождении слова. Этимологические словари нам поясняют, что слово заимствовано из французского, где bohème («цыганщина») восходит к топониму Bohème — «Богемия», или Чехия, поскольку цыгане появились во Франции из Чехии. Энциклопедия Ф. Брокгауза и И. Ефрона добавляет: «Богема (франц. Boheme, т. е. цыганщина) — так французский писатель Мюрже (Неnri Murger) назвал студентов Латинского квартала и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным».
В 1851 году Анри Мюрже написал произведение «Сцены из жизни богемы» (послужившее основой для оперы Джакомо Пуччини «Богема»), где действующими лицами были молодые и бедные обитатели Латинского квартала: художники, артисты, поэты. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» М. Попова (1907) определял богему как «бедноту, кое-как пробивающуюся случайным литературным заработком или каким-нибудь другим занятием и живущую со дня на день беззаботно и весело, переносящую лишения с оттенком презрения к земным благам». Впоследствии мы так стали говорить о художественной среде вообще, так «цыганщина» стала названием для представителей творческих профессий.
Не думаю, чтобы тогдашняя богема очень уж заботилась о строгости нравов, но я не помню и такой неразборчивости, какая, видимо, процветает теперь. (С. Моэм. Луна и грош) Он был отнюдь не кутила, и ему не нравились вольные нравы артистической богемы. (М. Бекетова. Шахматово: семейная хроника)
Пускай нищая богема заканчивает свой обед чашкой кофе. (О. Генри. Четыре миллиона)
Не раз он оказывался у лоретки, подруги своего приятеля, в среде литературной богемы. (Бальзак. Провинциальная муза)
Впереди предстояла близкая получка гонорара, а пятьдесят рублей, бывшие у него в кармане, и незаложенные золотые часы вполне поддерживали бодрое настроение духа такого богемы по натуре, каким был Невзгодин. (К. Станюкович. Жрецы)
Она ответила, что Париж внушает ей страх, что за границей она уверена в обожании публики, что там она играет, как считает нужным, без наблюдения и без контроля, что ей нравится жизнь богемы и что, кроме того, парижане найдут её безобразной, глупой и т. д. (А. Моруа. Три Дюма)
Кстати, иногда «богему» путают с «бомондом». Второе слово в толковых словарях имеет пометы «книжн.» или «устар.», а произошло оно от французского beau monde, т. е. «изящный свет».
Поскольку никакими титулами (в значении «официальное почётное наследственное или жалованное дворянское звание») никто в российском обществе в наши дни не обладает, понятно, почему слово перешло в разряд устаревших и носит книжный оттенок. Стоит всё же отметить, что мы, похоже, живём в то время, когда слово покидает ряды устаревших, теперь оно активно употребляется, звучит в СМИ (столичный бомонд, российский бомонд и пр.).
Ведь «аристократия» — слово многозначное, это не только родовитая знать, но и привилегированный слой общества. А с тем, что у нас есть те, чьи права шире прочих, кто выше других по социальному (и тем более финансовому) положению, спорить бессмысленно, это просто факт.
Принадлежат нынешнему бомонду политики, управленцы, топ-менеджеры, в общем, часто те, кто вовсе не составляет богему. Так что не стоит смешивать эти понятия. А вот в какой прослойке кто хочет оказаться, повторим, решает каждый сам для себя.