[ · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Известные рижане и гости Риги
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 15:38 | Ziņojums # 31
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Георг Швайнфурт


Может, Рига и не самый известный в Европе город, но и ей удалось занять своё место в истории. Немалую роль сыграли здесь славные сыны и дочери двинской метрополии. Были среди них поэты и писатели, музыканты и художники, политики и философы, учёные и исследователи. Георг Август Швайнфурт, исследователь африканского континента, тоже является уроженцем нашего города. Уже …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 15:41 | Ziņojums # 32
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Рижские Будденброки (Семья Верман)


Многие наверняка помнят внушительный роман Томаса Манна «Будденброки». Это монументальное произведение описывает историю одной немецкой купеческой семьи в четырёх поколениях и на её примере автор показывает крушение буржуазного общества. И происходит этот крах не только и не столько из-за того, что сама семья вырождается, а ещё и потому, что вымирают традиции европейской буржуазии и на …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 15:44 | Ziņojums # 33
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Семья Кузубовых


В наше несколько депрессивное время зачастую не хватает истинных, положительных примеров успеха! В особенности, людей, которые добились всего своим трудом, на которых хотелось бы равняться, которые могли бы служить примером для потомков. А между тем в прошлом нашего города таких личностей немало. Вот, к примеру, – Андрей Кузубов. Простой русский крестьянин, который не только основал …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 15:53 | Ziņojums # 34
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Паулина Вюртембергская


Сегодня мало кто обращает внимание на затянутый строительной плёнкой дом на улице Яуна 26. Но когда-то это был дом вице-губернатора. Кроме него, долгое время здесь жили представители царской власти в Риге и именно здесь началась жизнь самой настоящей королевы. Дом на ул. Яуниела, 26 4 сентября 1800 года в Риге в семье принца Людвига (Луи) …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 15:58 | Ziņojums # 35
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Иоганн Харткнох


В современной историографии XVIII век освещается, мягко говоря, неважно. Историки нашего времени зачастую занимаются вопросами мировых войн, оккупации и выяснениями, кто прав и кто виноват, а мирные периоды обходят стороной. А зря! Ведь именно относительно спокойный XVIII век, особенно его вторая половина, принёс нашему городу сначала европейскую, а затем и мировую славу. С Ригой связаны …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 16:02 | Ziņojums # 36
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Тайна Эмилии Тимм


Над безмятежной гладью Киш-озера, в тени вековых дубов стоял старинный особняк с высокой двускатной крышей, построенный ещё в середине XVIII века представителями английской масонской организации. Величественное поместье, совсем как знаменитый дворец Фридриха Второго Прусского близ Потсдама, носило имя «Зоргенфрай» т.е. свободный от забот. Глядя на буйство природы, вдали от суматошной Риги здесь и вправду забывались …Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 16:14 | Ziņojums # 37
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Магнус Густав фон Эссен


Портрет этого человека украшает один из самых роскошных залов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В это же время многие его современники считали его «убийцей и поджигателем». Его смерть также овеяна тайной. Имя этого человека – Магнус Густав фон Эссен, генерал лейтенант, рижский военный губернатор.Старинный Остзейский родМагнус Густав или по-русски Иван Николаевич фон Эссен родился 19 октября 1758 года в имении Пёддес  (сегодня Кальви) в Эстонии. Он происходил из знатного рода прибалтийских немцев фон Эссенов. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду из Вестфалии (западная Германия). Они переселились на остров Эзель (сегодня Саарема) во время Ливонской войны. Позднее представители семьи фон Эссен были, как и большинство тогдашней знати, военными и состояли на службе в шведской, а позднее и русской армии.

Магнус Густав фон Эссен. На заднем плане старое здание усадьбы Кальви и герб рода фон Эссен
Отец Магнуса Густава, Карл Густав, был ротмистром в Таллинне. Он-то и способствовал тому, чтобы его старший сын тоже стал военным. Впереди у мальчика была блестящая военная карьера. В возрасте 13 лет Иван Николаевич поступил в Лейб-гвардии Измайловский полк рядовым. 1 января 1775 года Иван Николаевич был переведен поручиком в Нашебургский мушкетерский полк из подпрапорщиков гвардии.Эссен участвовал в боях 1783-1785 в Польше с конфедератами. В бою под Бялой Иван Николаевич был ранен в правый бок и ногу, из-за этого в 1786 году он был вынужден выйти в отставку в чине премьер-майора. Однако уже через два года вернулся снова в строй, и был зачислен в Нарвский мушкетерский полк. В 1788-1790 годах участвовал в шведской войне, а уже в 1792 и в 1794 годах сражался с поляками.В 1796 году Иван Николаевич женился на Маргарите фон Штакельберг, и уже на следующий год в семье было пополнение: у молодожёнов родилась дочь Елизавета. Тем временем военная карьера фон Эссена продолжалась. 15 сентября 1794 года Эссен был произведен в полковники за отвагу в боевых действиях под Кобылкой. За проявленную храбрость в боях под Мацейовицами Иван Николаевич был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1797 году его назначают шефом Черниговского мушкетерского полка, вместе с этим ему жалуется звание генерал-майора. Эссен участвовал в Голландской экспедиции, где за проявленное мужество и героизм получил звание генерал-лейтенанта. В 1802 году его назначают смоленским губернатором, но уже в 1803 году Эссен был переведен в качестве губернатора в Каменец-Подольский. В 1806 году Ивану Николаевичу вверяют командование корпусом, который расположился у Днестра.В начале турецкой войны он осадил крепость Хостин, которая недолго держала осаду, и 16 ноября 1806 года турки её сдали. Следующим этапом в его жизни стала война с французами. Он в составе вверенного ему корпуса воевал под Остроленкой и Мазовецком, под Фрилландом был тяжело контужен в грудь и после ранения очень долго лечился. После выздоровления весной 1809 года Иван Николаевич фон Эссен перенял командование резервным корпусом Молдавской армии.
Роковая Рига 1812 года
В сентябре 1809 года Ивана Николаевича определили в Риге в должность военного губернатора, его также назначили лифляндским генерал-губернатором. К 1812 году в его распоряжении было…

После того, как корпус Макдональда занял Елгаву, фон Эссен заявил о готовности сжечь Московское и Петербургское предместья, если враг начнёт переправляться через Даугаву вверх по течению и будет двигаться к Риге по правому берегу. По воспоминаниям рижского коменданта генерала И.Ф. Эмме, рижане просили Эссена не делать этого, и он им пообещал не сжигать предместья. Однако у фон Эссена уже был тайный приказ самого Александра I, в случае необходимости распоряжаться городом-крепостью и его жителями со всех их имуществом так, как это будет наиболее выгодно в государственных интересах. К тому же, опять-таки по военным законам того времени, сожжение предместий начиналось тогда, когда враг находился в трёхдневном отдалении от города.
План Рижских предместий ок. 1812

Иван Николаевич также обсуждал сложившееся положение со своими советниками, и они все утверждали, что дома предместья расположены слишком тесно вокруг крепости и у артиллерии просто нет места для обстрела. Это обстоятельство было особенно опасно, если враг начнёт обстреливать город ночью горящими ядрами. 21 июля фон Эссен приказал доставить в город 50 лошадей, чтобы вывезти представителей городской и губернской власти. Губернатор Видземе отправлялся в Пярну, земельный суд в Валмиеру, городской суд – в Вильянди. 22 июля были снесены все дома в Агенскалнсе, которые уцелели после пожара. А на следующий день всем жителям предместий было предписано покинуть свои дома, которые предполагалось сжечь, но позднее приказ был отменён.По одной легенде сожжение предместий началось после того, как дозорный с башни Петра увидел поднимающееся на горизонте облако пыли и решил, что это армия Наполеона подходит к Риге, однако позднее это оказалось стадо коров. Но это всего лишь легенда. Куда более распространена другая версия. По второй легенде, 23 июля к фон Эссену пришёл главный курляндский лесничий фон Ренне и сообщил, что враг уже подошёл к Даугаве, 7-8 верст выше по течению, у Юмправмуйжи (район «Красного квадрата» в Риге), и собираются переплавляться, чтобы напасть на Ригу с правого берега. Прусские солдаты, якобы, утверждали, что напасть на Ригу со стороны Пардаугавы очень сложно, и они пришли сюда не для того, чтобы наполнить своими трупами Даугаву.После получения таких известий фон Эссен собрал совет и отправил часть гарнизона и несколько кораблей проверить информацию. Подтверждения словам фон Ренне найдено не было. Поздним вечером пришло ещё одно сообщение о попытке частей Прусской армии переправиться через Даугаву. По воспоминаниям генерала И.Ф. Эмме, фон Эссен снова собрал совет и после этого на листе бумаги написал: «После получения этой записки поджечь предместья». Эту записку он передал полицмейстеру фон Крюденеру, который ночью с 23 на 24 июля повелел сжечь Московское и Петербургское предместья.


Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 16:16 | Ziņojums # 38
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Хайнц Эрхард


Имя этого человека в Германии является синонимом юмора. Его стихи и шутки прочно вошли в немецкий язык и воспринимаются уже как народные. Многочисленные фильмы сохранили для нас его образ: невысокий толстячок с очками в роговой оправе. Имя этому человеку – Хайнц Эрахрд. Более 40 лет он был «послом хорошего настроения» в послевоенной Германии, но мало …

Кафе Райнера

Ещё в Лейпциге двадцатилетний Хайнц окунулся в увлекательный мир общественной жизни и по возвращении в Ригу, он нашёл себе новый круг общения. Он влился в бурную общественную жизнь прибалтийских немцев, которая протекала в рижских кафе. В Риге в то время было два знаменитых кафе – Отто Шварц и Кафе Райнер. Была даже такая шутка: Bei Reiner ist der Kaffee schwarz, doch bei Schwarz ist er reiner (У Райнера кофе чёрный (по нем. «шварц»), а у Шварца он чистый (по нем. «райн»)). Здесь и встречались представители немецкой интеллигенции.


Кафе «Отто Шварц»
 
В Риге Эрхард начал выступать с небольшими юмористическими рассказами и куплетами, которые были весьма популярны среди прибалтийских немцев. В свой первый раз он выступал в здании Рижского дамского общества на сцене немецкого любительского театра, затем в зале Рижского ремесленного общества. А к 1931 году он уже был «гвоздём» программы и на периферии. В Бад Бальдон (Балдоне) и Тукумсе теперь его анонсируют как лучшего юмориста Риги. Однако поначалу Хайнц не воспринимал это занятие всерьёз. Он сочинял музыкальные композиции и мечтал о карьере композитора. До наших дней сохранилось множество его работ, в том числе и замечательный фокстрот «Рига» – посвящение родному городу Эрхарда.
Рижское дамское общество
 В 1930-е годы Эрхард начал участвовать в постановках немецкого театра. Он сам сочиняет музыку для своего первого спектакля и на премьере оркестром дирижировал не кто иной, как случайно оказавшийся в Риге Густль Эрхард, отец Хайнца. Спектакль имел оглушительный успех, и Хайнц Эрхард стал постоянным актёром немецкой труппы в Риге. Окрылённый успехом в Риге Эрхард отправляется в Берлин, но там его ждала неудача – никто его талантами не заинтересовался, и ему ничего не оставалось как вернуться в Ригу. Здесь он продолжил работу в магазине матери и отчима. Здесь он зарабатывал совсем немного. Мать часто говорила ему, что когда-нибудь он опозорит семью своими выходками.В 1934 году после государственного переворота Ульманиса положение прибалтийских немцев в Латвии значительно ухудшилось. Община лишилась своей гимназии в здании Рижского коммерческого училища (теперь Академия художеств), Домскую церковь также передали латышской общине. Всё больше немцев уезжали в Германию, но те, кто оставались, продолжали жить своей привычной жизнью. Вот и Хайнц Эрхард продолжал свои выступления: праздник в зале Ремесленного общества, в морском павильоне в Майори, в «Альгамбре» или в здании общества «Ресурс» – всюду, где собирались прибалтийские немцы на праздник, Хайнц Эрхард был гвоздём программы.В 30-х годах Хайнц был как раз в том возрасте, когда пора бы задуматься о женитьбе. В Риге это было несколько проблематично. Вот, как вспоминал это сам Эрхард: «На моей родине дела обстояли плохо! Я никак не мог пойти с девушкой в кино, в кафе или на танцы. Меня тут же записывали в женихи! Чтобы удачно пристроить свою дочь, рижане зачастую приглашали к себе таких, как я, холостяков к себе на чай. Поскольку таковых было множество, то каждый день на очереди был новый дом. В остальном же молодёжь могла встречаться на балах: студенческих, театральных, частных. И всегда только под присмотром».


Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 16:16 | Ziņojums # 39
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Николай Яковлев


Когда мы сегодня говорим о рижском модерне или югендстиле, то сразу вспоминаем Михаила Эйзенштейна и его творения в районе улицы Альберта. Теперь этот квартал – настоящий бренд Риги, который привлек в наш город уже не одну тысячу туристов. И можно с гордостью сказать, что в этом есть и заслуга русскоязычных жителей Риги, ведь сам Эйзенштейн, как известно, говорил по-русски. Кроме того, заказчиками большинства домов, составляющих сегодня гордость рижского югендстиля, были русскими: Лебединский, Митусов, Ильешов, Тупиков, Бобров и другие наверняка хотели следовать Петербургской моде и заказывали архитекторам дома в новомодном стиле.

 

Улица Альберта – витрина рижского югендстиля


Но на этом «русский след» творений Эйзенштейна заканчивается. Его фасады схожи с творчеством европейских зодчих того времени. Кричащие маски, химеры, львы, обнажённые женщины обрамляющие эркеры и окна причудливой формы можно найти во многих столицах старушки Европы. Русские купцы в Риге начала ХХ века тоже хотели иметь дома на европейский манер. Это было не только красиво, но и удобно, ведь югендстиль – это не только вычурные украшения, но и новый принцип строительства. Раньше дома строили «снаружи внутрь», т.е. сначала проектировали фасад, а затем «впихивали» в него внутреннюю планировку. Модерн же предложил обратный подход: сначала планировали внутреннее устройство здания, а затем уж занимались украшательством фасада.

 
Национальный романтизм и Хайматштиль. Это тоже на улице Альберта

Для творчества Эйзенштейна и его современников знаток рижского югендстиля архитектор Янис Крастиньш придумал термин «декоративно-эклектический югендстиль», ведь несмотря на то, что…

Продолжить чтение


 
LibavaDatums: Воскресенье, 16.06.2024, 16:16 | Ziņojums # 40
Генерал-майор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 383
Statuss: Оффлайн
Людвиг Бонштедт


Строительное дело в своём полном значении является делом искусства. Л.Бонштедт, 1867 Людвиг Бонштед С начала 60-х годов XIX века в Риге началась новая фаза строительства. На смену городским укреплениям пришли широкие бульвары, строгую и торжественную классицистическую архитектуру сменила многообразная эклектика. Своеобразным символом этого перехода в Риге стало здание первого Городского театра, выстроенное на месте старого.В Риге в середине XIX века существовало некое негласное правило, что для возведения крупных общественных зданий обязательно приглашался иностранный архитектор. Так здание рижской биржи спроектировал академик Боссе, Большую гильдию петербуржец Бейне, ну а здание немецкого Городского театра (теперешняя Национальная опера) было доверено Бонштедту. Здание торжественно заложили 4 августа 1860 года в присутствии великого князя Николая Александровича и уже 29 августа 1863 года здание театра открыли торжественной постановкой драмы Шиллера «Лагерь Валленштайна». Сооружение театра обошлось городской казне в 304 тыс. рублей.
Эскиз здания Городского театра
Здание напоминало древнегреческий храм с монументальным портиком ионических колонн, со статуями и рельефами с изображением театральных масок, муз и Аполлона, над фронтоном портика взметнулся «гений драмы» с греческой маской в одной руке и удерживающий другой рукой необузданную пантеру – фантазию. Скульптуры были заказаны Бонштедтом в Берлине на фабрике М. Чарникова, где изготовили также и огромные колонны портика. Весь декор как внешний, так и внутренний, был сделан по эскизам Бонштедта. Театр оказался во многом новаторским: для каждого яруса – паркета, бельэтажа и двух балконов – зрительного зала была предусмотрена своя лестница и свой выход, что позволяло удобно и быстро зайти или выйти из театра. Позднее по такому же принципу были построены театры в Праге, Цюрихе, Карловых Варах и других городах Европы.
Макет плафона
Но по настоящему революционным было освещение зрительного зала

Продолжить чтение


 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск: