Bufet | Datums: Воскресенье, 30.06.2024, 23:25 | Ziņojums # 15 |
Полковник
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 204
Statuss: Оффлайн
| Цитата Rekonstruktor ( ) Чековая шизофрения создавала поле для «спекулятивных операций», то есть разменов сертификатов разных типов «между своими», а также «чёрный рынок», действовавший несмотря на строгий запрет на подобные операции (срок до 8 лет ). Viesnīcā "Latvija" atradās veikals "Dzintarkrasts" Истории столетия Латвии Валютные магазины 29 января 2018 г., 12:30
00:00 / 09:02 Это сюжетная статья об интересном экономическом феномене прошлого, который практически доказывает неспособность закрытой экономики конкурировать с открытой экономикой. Наверное, его помнят некоторые жители бывшего советского государства. Это так называемые «валютные лавки» , которые в годы советской оккупации делили население на несколько классов — около 95% туда не ходили, а те пять из ста, кто ходил, могли считать себя привилегированными. Сегодня, когда мы платим за каждую покупку теми же деньгами, что и в большинстве стран Евросоюза, это звучит немного странно. Потому что кажется естественным, что любые деньги можно обменять на другие в обменном пункте или банке, ведь деньги есть и остаются деньгами.
Однако советскому гражданину не разрешалось иметь валюту — десять долларов в кошельке могли означать десять лет тюрьмы. Валюта была более ценной, чем рубль, хотя официальный обменный курс был установлен непропорционально низким в пропагандистских целях. Имея валюту, Советы могли покупать за границей все, что им было нужно, а нужно было очень много. Помимо технологий и образцов, которые копировали, то есть воровали, сколько могли, самой большой проблемой было снабжение населения хозяйственными товарами, обувью, одеждой - хороших вещей катастрофически не хватало.
Поэтому через десять лет после смерти Сталина, когда руководители разных уровней страны уже хотели тех же благ и благ, что и на враждебном Западе в то время, была создана система, выполнявшая несколько функций.
Прежде всего, в валютных магазинах иностранцы - туристы могли купить понравившиеся западные и советские товары за деньги своей страны - доллары, фунты, франки, марки. Как пишет на портале épagazimes.lv Эрвинс Якобсонс, один такой валютный магазин находился в Старой Риге, в самом начале улицы Театра, напротив гостиницы «Рига». Позже магазин переехал в пристройку гостиницы «Латвия» на улице Ленина (ныне Бривибас). Чтобы войти туда, нужно было прилично одеться и сказать: «Валюта» швейцару, стоящему у двери, проходя мимо.
Во-вторых, валюта, заработанная теми советскими гражданами, которые работали за границей.
добровольно отозвали и выдали сертификаты или чеки. Организация, которая это сделала, называлась «Внешпосилторг». Их магазины располагались в городах, в сравнительно отдаленных местах, окна были закрыты и единственное, что указывало на особый характер магазина, — это название. В каждой советской республике они были разные, в России - "Берёзка", на Украине - "Каштанка", а в Латвии их называли - "Дзинтаркрасты". В Риге такой был на тогдашней улице Гагарина, ныне на улице Ропажу, напротив хлебозавода – сегодня там находится «Видземский хлебозавод».
В-третьих, у моряков были свои деньги, они назывались «бонас» и их магазин «Альбатрос» находился на улице Маста недалеко от порта.
Ассортимент товаров в этих магазинах был не столь широк по нынешним меркам, современный «маленький» супермаркет имеет более богатый ассортимент, однако по сравнению с обычными советскими магазинами это был рай для шопинга. Костюмы, платья, свитера и обувь, бытовая техника, часы, фарфор и хрусталь зарубежного производства, недоступные больше нигде. Там были джинсы, финский шоколад, различные импортные напитки и сигареты. Купить машину и внести первоначальный взнос за кооперативную квартиру по чекам можно было сразу, без привычной очереди в управу.
Советские работники торговли не стеснялись ставить на товар существенную наценку, магазины работали с немалой прибылью, даже при получении чеков, курс был не из самых дружелюбных, но все это потом, из рук в руки, на «черный рынок» стоил еще дороже, если вам вообще удалось раздобыть такой товар. А были люди, которые покупали и продавали и чеки, и товары, и валюту, рискуя тюрьмой и более или менее разрушенной жизнью.
Эта договоренность заканчивается в 1988 году, когда с крахом советской системы сеть магазинов была ликвидирована, тем самым ликвидировав еще одну кормушку для лиц, особенно близких к советской власти. Как только стало ясно, что валюта станет товаром, который можно покупать и продавать, экономическое существование этих магазинов стало бессмысленным. Деньги, в конце концов, это всего лишь деньги.
https://lr2.lsm.lv/lv.....a98957
Кафе и рестораны Риги и Юрмалы
|
|
| |
Bufet | Datums: Воскресенье, 30.06.2024, 23:42 | Ziņojums # 16 |
Полковник
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 204
Statuss: Оффлайн
| Цитата Rekonstruktor ( ) Валютные магазиныКурс сертификатов к советскому рублю составлял в начале 70-х 1:1,5-2 за «синеполосые», 1:6-7 за «жёлтополосые» и 1:8-9 за «бесполосые». Кстати, для высших дипломатических работников (от уровня советника и выше) существовали отдельные чеки серии «Д», принимавшиеся к оплате наравне с наличной валютой от иностранцев в параллельной системе валютных магазинов Западный фактор Автор: Эрвинс Якобсон | Раздел В переулке памяти | Опубликовано 16.12.2013
В Советском Союзе счастливчиками могли считать себя те, у кого были родственники, друзья или знакомые за границей. Это обстоятельство было очень важным, поскольку неспособность советской промышленности обеспечить граждан своей страны современными, качественными и визуально привлекательными товарами, а также хронический дефицит товаров в магазинах создали настоящий культ иностранных товаров.
Поэтому, если бы у вас были родственники, друзья или знакомые, живущие за границей, вы могли бы выделиться среди своих сограждан более модной одеждой, радиоэлектроникой и другими не менее желанными вещами. Особой категорией советских людей были моряки, а также те, кому посчастливилось найти работу в одной из развивающихся стран, которым СССР оказывал «братскую интернациональную помощь».
Однако рядовому гражданину, если только у него не было блата (знакомства) в одной из торговых компаний, приходилось мириться с услугами так называемых фарцовщиков , или торговцев дефицитными товарами. Это было не совсем легальное занятие, но по определению советского Уголовного кодекса - спекуляция, и за него полагалась соответствующая статья, к тому же и цены у фарцовщиков были неадекватно высокими.
Жители прибалтийских республик оказались в особенно благоприятном положении в этих условиях бесконечного дефицита, ведь почти у каждого второго были родственники за рубежом.
Это было одной из причин, почему Прибалтику считали западом СССР, почти зарубежной страной, ведь даже в скромных советских условиях люди здесь одевались очень современно. Также все родственники нашей семьи, по крайней мере со стороны матери, жили за границей.
Брат отца моей матери Александр и сестра моей тети Альвина жили в Западной Германии, один из двоюродных братьев моей матери в Швеции, другой в США, а сестра крестного отца в Израиле. Кое-что слышали и о двоюродных братьях моей матери в Германии и Австрии. Правда, с некоторыми родственниками реального контакта у нас не было - то ли по незнанию, то ли по нежеланию. Например, американский двоюродный брат моей матери, муж которого служил в вооруженных силах США, однажды написал письмо, в котором говорилось, что было бы лучше, если бы родственники не переписывались и не поддерживали связь. Так будет спокойнее обоим. В условиях «холодной войны» такое отношение, конечно, можно было понять.
Мой первый контакт с зарубежными родственниками состоялся в 1969 году, когда сестра моей бабушки Альвине, которую все в семье называли Лонией, приехала на родину из Германии в гости к родственникам. Помню, как мы летели встречать ее в Таллинн, куда на корабле прибыла Лони. Помню, как, мчась в аэропорт, чтобы улететь домой, мы ждали такси в центре Таллинна, после чего образовалась огромная очередь, как и везде в Советском Союзе. Мы опоздали, поэтому мама решила воспользоваться привилегией для пассажиров с маленькими детьми сесть вне очереди в такси. Здесь нам удалось насладиться знаменитым эстонским «национализмом». Увидев, что мы не из Эстонии, но говорим с эстонцами по-русски, местный житель, которому пришлось быть первым в очереди, чтобы сесть в такси, просто оттолкнул нас в сторону, выбил из рук моей матери бутылку с молоком, которая разлетелась вдребезги. мелкие крошки тут же на тротуаре и основательно нас ругали.
Однако нам удалось успеть на самолет вовремя...
Лония пробыла в Латвии месяц и жила в нашей квартире, где ей выделили отдельную комнату. У Лонни была привычка каждое утро выпивать стакан ликера «для здоровья и бодрости». Мы, среднестатистические советские граждане, к такой массовке не привыкли, поэтому мама осмелилась ругать сестру, что это алкоголизм – пить каждый день. Лонни проглотил упрек , пока не пришло время праздновать. После первого тоста наши опустошили бокалы до дна, как это принято в совете . Теперь настала очередь Лонни смеяться: «И ты называешь меня алкоголиком?! Вы алкоголики!»
И действительно – в то время на Западе, в полуприличном обществе, не было принято выпивать рюмку спиртного за один присест
.
Конечно, Лонни тоже привозил такие подарки. Не помню, что было с остальными, но я мог гордиться стильным битлом (пуловером с поднятым воротником - битловкой ), еще была игрушечная машинка или мотоцикл, значки и прочие сувениры. Вот так в шесть лет я узнал, как ценно для советского человека иметь родственников за границей – это была возможность одеваться модно и приобретать вещи, о которых другие могли только мечтать.
Позже, в школьные годы, эту истину пришлось прочесть еще яснее. Отец одноклассника Рейно был моряком и, возвращаясь из путешествия, всегда привозил с собой кучу различных импортных товаров. Это были столь желанные советским детям кошлены (жвачки) , которые в СССР не производились, различные безделушки, одежда, а также рекламные буклеты с иностранными подгузниками, которые редко можно было увидеть в Советском Союзе. Все это сформировало наше представление о жизни на Западе.
Однако среди моих зарубежных родственников самый тесный контакт у меня был с дядей моей матери Александром, известным как дядя Саша. Саша каждый год приезжал на родину и обычно останавливался у нас. В Советскую Латвию его привлекла не столько ностальгия по родным и родным местам, сколько возможности для бизнеса. Саша был мелким торговцем, по советскому определению – спекулянтом. Он привозил в Латвию различные импортные товары, но из Риги в Германию добирались шпроты, килька, черная икра, русская водка, рижский черный бальзам, рижское шампанское и украшения из янтаря.
Однако основным бизнесом дяди были латвийские, эстонские, литовские и царские русские серебряные монеты, ордена, почетные знаки, марки и тому подобный антиквариат. У дяди были широкие знакомства в кругах местных коллекционеров, но купленная вещь впоследствии оказалась на полках немецких антикваров и в альбомах коллекционеров. Надо сказать, Саша был прекрасным контрабандистком, ведь за многие годы он ни разу не попал в лапы бдительных советских пограничников. Напомним, в то время этот вид деятельности квалифицировался как контрабанда валюты и мог закончиться долгими годами за решеткой.
По натуре Саша был бережлив, даже очень бережлив. В своей родной стране Пассау, Бавария, он часто ел еду из благотворительных кухонь, хотя недостатка в деньгах не было. Саша всегда ходил в белой, но залатанной рубашке. Сам он называл это не скупостью, а бережливостью. «Не крась ни копейки, ни рубля не тронешь!» - было любимым выражением Саши. А вот в Латвии Саша сыграл роль джентльмена. Дав матери деньги на еду, он потребовал, чтобы продукты покупались на рынке, а не в магазине, а меню приходилось менять каждый день. В последующие годы, когда Саша пару раз приезжал в Латвию в качестве туриста и останавливался в гостинице «Латвия», он аккуратно заворачивал в салфетку то, что не ел на завтрак, обед или ужин, и приносил нам. Так же мы смогли попробовать кулинарные изыски, которые подают иностранным гостям в отелях «Интуриста»
. "Разрушительное" влияние Запада на сознание советской молодежи - мое гангстерское фото, вдохновленное голливудскими фильмами.
Врожденная Сашина скупость также повлияла на наши шансы получить хорошие и качественные вещи. В лице дяди наша семья никогда не пользовалась тем, что было так очевидно для других, у которых родственники жили за границей. Нам приходилось платить за каждую мелочь, которую Саша привозил из Германии. Он был купцом до мозга костей и не любил дарить подарки родственникам. Саша установил фиксированный курс: 1 немецкая марка = 1 рубль, хотя официальный курс был в три раза ниже. Товар тоже забрали на продажу и маме пришлось его все куда-то положить . Взамен он мог оставить себе еще один предмет бесплатно. В ассортименте Сашиных товаров была импортная одежда , обувь, складные зонты, другие товары народного потребления, иногда тоже рекордные. Проблемы были вызваны тем, что Саша привозил еще и подержанные товары с так называемыми фалерами , которые он покупал у немецких купцов за гроши, а иногда и даром. Ущерб обычно был несерьезным, но продать такой товар по рыночной цене было невозможно. При реализации Сашиной продукции прибыль была невелика, однако в экономически трудных условиях того времени это было определённым отражением для нашей семьи.
В 1976 году произошло чудо, и моя мама получила визу для поездки в Федеративную Республику Германия. Это была частная поездка в гости к родственникам. В то время, выезжая за границу, советские люди могли обменять очень небольшую сумму в конвертируемой валюте. Мама поменяла около 200 рублей, что было ерундой по официальному курсу в немецких марках. Туристическим группам было еще сложнее – сумма денег, которую они могли разменять, была гораздо меньше. А вот те, кто выезжал за границу по делам, как правило, могли получить только путевые расходы, которые предназначались для оплаты гостиницы и питания. Поэтому люди возили с собой за границу вещи, которые можно было выгодно продать и на полученные средства купить желанные товары и подарки.
В обычный комплект советского человека, выезжающего за границу, входила русская водка, банки с красной и черной икрой, рижский черный бальзам и украшения из янтаря, также привезенные из Латвии.
Мама ничего с собой не взяла. В Германии мама жила со своим дядей Сашей, из-за чего почти никуда не попадала, потому что Саша не любил мирских развлечений. Единственное место, куда Саша отвезла мать, было немецкое агентство помощи, которое поддерживало небольшими суммами денег этнических немцев из СССР и Восточной Европы. Так у мамы появились дополнительные деньги. К счастью, она встретила несколько хороших людей - как немцев, так и латышей, - которые позаботились о развлечениях и туристических возможностях мамы в Германии. Благодаря им мама увидела Мюнхен и Альпы, гостила в резиденции Гитлера «Орлиное гнездо» в Берхтесгадене, посещала немецкие дома. Её даже водили в стриптиз-ресторан, потому что советский человек должен хоть раз в жизни увидеть нечто подобное. Кстати, никто не верил, что мама вернется в Латвию. Немцы не могли понять, как нормальный человек мог захотеть вернуться в СССР, выйдя оттуда. Но мама не хотела бросать сына и мать на произвол судьбы, поэтому вернулась за «железный занавес».
Мама навещает латышей в Пассау, Бавария; в черном костюме – дядя Саша.
Когда я узнал, что моя мама уезжает за границу, я составил список вещей, которые мне хотелось бы иметь. В нем было побольше разных безделушек, согласно интересам моего тогдашнего возраста. Конечно, маме было невозможно выполнить все мои пожелания из-за нехватки средств, однако, когда она через месяц вернулась из Германии, я мог похвастаться среди сверстников более современной одеждой и обувью, пластинками популярных музыкантов, и масштабные модели автомобилей, которые считались особенно крутыми . В то время подобные масштабные модели пользовались уважением и платили немалые деньги в кругах коллекционеров. Особенно я рад двум машинам Формулы 1, которые какое-то время были гордостью моей коллекции. Сегодня, когда магазины полны импортных товаров, а своего мы уже не производим, такой культ иностранных товаров может показаться абсурдным, но такова была тогда жизнь в Советском Союзе. В условиях дефицита выигрывал тот, кто имел знакомых в кругах работников торговли и имел доступ к импортным товарам или имел родственников за рубежом. Такой человек мог считать себя принадлежащим к « лучшему кругу».Во время поездки в Германию у мамы появилось много новых друзей. Это позволяло нам получать посылки большего или меньшего размера, в основном из Германии, вплоть до распада Советского Союза и за его пределами. В основном в них находились повседневные вещи вроде растворимого кофе, шоколада и других мелочей. Но в советском государстве даже растворимый кофе был «твердой валютой», с помощью которой можно было решить множество проблем. Были и люди, готовые на большие жертвы ради своих бедных «советских родственников». Такова, например, была семья фон Реннер. Реннер-старший был немецко-балтийским бароном, чья семья когда-то владела поместьем в окрестностях Лиепаи. Он подарил мне вещи, которые в то время были в дефиците, например, настоящие брендовые джинсы и спортивную обувь Адидас – товары, которые в то время были очень популярны среди молодежи. Подобным «добрым духом» для нашей семьи была и немка, которая регулярно присылала нам посылки, еще одна дама поддерживала нас денежными переводами. Баронесса Вальтрауте фон Тизенхаузен, много сделавшая для земли своих предков, также иногда поддерживала мать небольшими финансовыми средствами.
В гостинице «Латвия» вместе с семьей фон Реннер из Германии.
Так какие же импортные товары были популярны в советском обществе?
В первую очередь это были джинсовые брюки, куртки, жилеты, юбки, джинсовые рубашки и подобная одежда производства серьезных компаний.
Среди наиболее популярных брендов можно отметить «Ранглер», «Леви Страусс», «Ли», «Ли Купер», «Монтана», «Винтовка».
Такие штаны порой стоили даже больше, чем месячная зарплата среднестатистического советского гражданина, но недостатка в желающих их не было, ведь в магазинах можно было найти только индийские товары, которые, кстати, тоже были не самыми плохими.
Не менее ценным имуществом была спортивная обувь, так называемые ботинки , в которых ведущую роль играли компании «Адидас», «Пума» и «Найк».
Были различные зимние куртки или куртки , особенно толстые аляскинского типа с капюшоном.
Носились туфли и ботинки итальянского, финского или любого другого западного происхождения.
Особенно модными были женские длинные кожаные сапоги на каблуке, которые дядя Саша тоже принес на продажу. Рукодельницы с удовольствием покупали импортную пряжу и аксессуары для вязания.
.
Особой категорией товаров стали пластинки с записями самых популярных зарубежных исполнителей.
Стоили они тоже немалых денег, поэтому этот товар в основном покупали либо истинные меломаны, либо люди, дублирующие записи на кассеты.
В определенных кругах спросом пользовались порножурналы, а позже и видеофильмы.
Среди сигарет были популярны Marlboro и Camel всех видов, иногда встречались и более приятные сигареты, например Dunhill.
Ассортимент жевательных резинок был невероятно широк – разнообразная продукция Wrigley's, Adams, Chiclets, Maple Leaf, Dandy и многих других. Особым уважением в школьных кругах пользовались так называемые жевательные резинки , такие как «Дональд» , ведь вместе с ними шли различные комиксы с героями мультфильмов.
Дальше идут другие мелочи – ручки со скользящими изображениями, пространственные 3D или так называемые стереокарточки и другие.
В 1980-е годы в моду вошли целлофановые упаковочные пакеты с красочной печатью, которые можно было получить бесплатно за границей, но продавались в СССР по 5 рублей за штуку.
Однако более ценным, чем импортные товары, была свободно конвертируемая валюта.
В Советском Союзе иностранная валюта могла принадлежать только государству.
Если он каким-то образом попадал в руки простых граждан, например, был подарен иностранными родственниками, нужно было пойти в банк и обменять доллары, марки и фунты стерлингов на советские рубли.
Особо тяжким преступлением считалась покупка и продажа валюты (спекуляция) или даже просто хранение ее дома.
Работающим за границей, в том числе и морякам, большая часть зарплаты выплачивалась только после возвращения на родину по специальным чекам.
Кроме того, установленный государством обменный курс был крайне невыгоден, так как рассчитывался путем сравнения соотношения цен на товары и услуги за границей и в СССР.
Вот и получилось, что советский рубль — чуть ли не самая ценная валюта в мире, потому что цены были дешевыми, а зарплаты — низкими.
Так были ограблены многие советские граждане, получившие наследство из-за границы, за что им еще пришлось заплатить огромный налог.
Однако на «черном рынке» все было с точностью до наоборот – доллар и немецкая марка котировались гораздо выше, чем жалкий «деревянный» рубль.
Поэтому люди не спешили по возможности вкладывать валюту в банк.
Его можно было продать на «черном рынке» и заработать хорошие деньги. Однако было что-то более заманчивое
.
Для нужд иностранных туристов в Советском Союзе была создана специальная сеть валютных магазинов, которая в каждой республике называлась по-разному, используя символ, подтверждающий принадлежность соответствующей республики.
В России такие магазины назывались «Берёзка», в Латвии – «Дзинтаркрастс».
С другой стороны, существовали специальные ваучеры для моряков, чековые магазины «Внешпосылторг» для представителей других профессий, работающих за границей.
В Риге магазин облигаций назывался «Альбатрос» и располагался на улице Масту в районе порта, а два чековых магазина располагались на улице Ю. Гагарина (ныне Ропажу) возле рынка Чекуркалнс.
Во всех этих торговых компаниях можно было купить товары, которые редко или вообще не были доступны обычному советскому гражданину.Вместе с мамой мы не раз заезжали в валютные магазины Риги. Сначала один из них располагался в самом начале улицы Театра напротив гостиницы «Рига». В самом отеле также был небольшой валютный киоск. Позже магазин переехал в пристройку гостиницы «Латвия» на улице Ленина (ныне Бривибас). Хотя магазины такого типа не были рассчитаны на обслуживание простых советских граждан, войти в них можно было без особых проблем. Надо было быть полуприлично одетым и заговорщически шептать стоящему в дверях швейцару: «Валюта!» Чеки нужно было предъявлять в чековых кассах, но в ваучерных магазинах иногда требовалось еще и свидетельство моряка. Ассортимент товаров в этих магазинах был не столь широк по сегодняшним меркам, однако по сравнению с обычными советскими магазинами это был настоящий торговый рай. Большая часть одежды производилась в так называемых социалистических или развивающихся странах, таких как Югославия, но были также костюмы, платья, пуловеры и обувь, сделанные в Финляндии, Франции или Японии. В отделе товаров для дома можно было купить различную радиоэлектронику, часы, изделия из фарфора и хрусталя, бытовую технику. А вот полки и витрины сувенирно-продуктового отдела были украшены янтарными бусами, фотоальбомами, финским шоколадом, различными импортными напитками и сигаретами.Еще один иностранный гость в нашем доме. Почетное место на столе занимают импортный растворимый кофе и финский черносмородиновый ликер, купленный в обменном пункте.Представление о жизни при капитализме для советских людей формировали не только пакеты и валютные магазины, предоставленные зарубежными родственниками, но и журналы и рекламные брошюры, издаваемые на Западе. Для тех, кто привык к искусству шитья и рукоделия, неоценимым помощником был немецкий журнал мод «Бурда», по кройкам которого в Советской Латвии шили множество платьев и свитеров. О изобилии товаров на «гниющем Западе» сообщали толстые каталоги для заказа товаров — «Quelle», «Neckermann» и «Otto». За дорогие деньги можно было продать даже каталог растений роз, который моей маме регулярно присылала немецкая фирма. Однако самое большое впечатление на меня произвели многочисленные туристические каталоги, листая которые, я понял, насколько относительно дешево обходится немецким трудящимся недельный отдых, скажем, на Канарских островах. В желанном дефиците находились и русскоязычные пропагандистские издания «Америка» и «Англия», которые согласно международным соглашениям разрешалось распространять в Советском Союзе. Правда, в свободной торговле эти журналы почти не появлялись, разве что в гостиницах «Интуриста» и пресс-киосках государственных учреждений.Во второй половине 80-х в СССР появились первые бытовые видеомагнитофоны и началась эра видеофильмов. Видеомагнитофоны в то время стоили больших денег и купить их могли лишь немногие, поэтому были организованы коллективные просмотры, на которых за определенную плату можно было посмотреть неизданные, а иногда и запрещенные в Советском Союзе фильмы. Правда, зачастую они были ужасного качества, дублированные на русский язык, с диктором, говорящим за кадром серьезным голосом. Советские власти хорошо понимали опасность такой нецензурированной информации и старались всеми силами бороться с этой озабоченностью. Видеопросмотры обычно проводились ночью, поэтому правоохранители сначала открутили пробки на лестничной клетке, а затем зашли в квартиру, где проходил досмотр. Из-за отсутствия электричества кассета застряла в видеомагнитофоне, что послужило доказательством публичного показа нелегальных фильмов. Не знаю, был ли кто-то за это осужден, но начало эпохи видео стало для советского человека еще одной возможностью узнать больше о жизни на Западе.Сегодня все сильно изменилось. Люди свободно путешествуют из страны в страну, и жизнь за рубежом заманчива, хотя бы с более высокими зарплатами и более организованным домашним хозяйством. Ассортимент товаров в магазинах невообразимо широк и новое поколение не знает таких понятий, как дефицит или блат . И хотя мне не хотелось бы возвращаться в былые времена, я должен сказать, что тогда все это имело определенный шарм и романтику. Как говорил выдающийся русско-еврейский юморист Аркадий Райкин о влиянии тогдашней системы взаимного знакомства или блата на человеческие отношения: «Я вас уважаю, вы меня уважаете, значит, мы оба порядочные люди!» Но если нет недостатка в товарах, нет и преимущества знакомства, а значит, нет и возможности манипулировать другими людьми. Поэтому необходимо, чтобы чего-то всегда немного не хватало. На самом деле, сегодня тоже ничего особо не изменилось - недостатка в товарах нет, но в материалистическом потребительском обществе зачастую респектабельным является только тот, у кого больше денег, машина побольше и дом получше . Вот такие мы, люди.© Эрвинс Якобсонс. При перепубликации или цитировании ссылка на автора и сайт www.laikmetazimes.lv обязательна.
Кафе и рестораны Риги и Юрмалы
|
|
| |