Был период, когда бодрым и радостным голосом журналист и работник Латвийского радио, Петерис Табунс, громко озвучивал праздничные лозунги.
Петерис Табунс, , которого метко окрестили "соловьем Комсомольской набережной", должен был видеть колонну ибо кроме официальных лозунгов, приветствовал трудящихся, проходивших мимо трибуны. Например: - Слава рабочим и работницам, инженерам и техникам завода ВЭФ! УРА-а-а-а!
Так выглядела Комсомольская набережная в дни праздников.
Pēteris Tabūns Foto: LETA Петерис Табунс, ТБ/ДННЛ, с 1970 года работал на Латвийском радио, где, в том числе, освещал праздничные демонстрации, был секретарем ячейки компартии на Латвийском радио: "... Я вам скажу, если вам так нравится этот праздник, собирайтесь и езжайте в Москву! Там вас встретят с радостью, и отмечайте себе на здоровье, что хотите. Можете себе спокойно шагать с Лужковым под красными знаменами. И хватит уже возвращаться к этим попыткам, к этому свинству!"
17 лет — ровно столько Международный женский день 8 марта не был в Латвии ни государственным праздником, ни даже отмечаемым днем. Все изменилось лишь в мае 2007 года и портал Delfi вспоминает, как это было, а также прикидывает, есть ли шансы на реванш у тех, кому этот праздник не по душе.
Праздновать или не праздновать 8 марта? Настоящего раскола в латвийском обществе эта дилемма практически никогда не вызывала. Мужская часть латвийцев продолжала дарить цветы женской, и с каждым годом делала это все более активно.
Решающий перелом в настроениях, согласно статистике опросов SKDS, произошел где-то в первой половине "нулевых": в 1999 году традицию празднования Международного женского дня поддерживало 59,5% респондентов, в 2000 году — 71,4%, в 2001 году — 73,7%, а в 2005 году — 80,2% опрошенных. Лишь 9% опрошенных жителей страны тогда считали, что не стоит праздновать Международный женский день, а 5,1% были уверены, что о традициях 8 марта необходимо забыть раз и навсегда.
Борис Цилевич, ЗаПЧЕЛ: "Я могу понять депутата Табунса, который соскучился по демонстрациям под красными знаменами, которых теперь нет, и которому теперь нечего комментировать".
Еще немного цитат — эти слова достойны того, чтобы и сегодня о них помнили.
Мэр Вентспилса Айвар Лембергс в 2003 году: "Выходит, что с развалом советской власти в Латвии женщины распались как пол. И распались отношения между женщинами и мужчинами. Какое значение имеет, какая власть существует? Женщины есть, были и будут, так же как всякого рода отношения между мужчиной и женщиной… Я считаю, что политизировать эти вещи — неправильно, и этот день должен быть официальным выходным".
Юрис Добелис в 2006 году: "Вы хотите своим днем водки и красных тюльпанов засорить наш календарь".
Александр Кирштейнс в 2006 году: "Идея 8 марта была грубо искажена тем, что такие женщины, как Роза Люксембург, были замешаны в спартаковском движении, где главным было убивать людей. Она была садисткой".
Зато этот праздник всегда раскалывал политиков. Мнения "за" и "против" сыпались со всех сторон, а Консервативная партия в 2006 году даже предложила провести референдум по этому вопросу, раз слуги народа не могут определиться.
Главными локомотивами возвращения 8 марта в качестве праздника в разные годы были Партия благосостояния и ее лидер Юрий Журавлев, объединение ЗаПЧЕЛ, Социалистическая партия Латвии, наконец, "Центр Согласия". Главными противниками — радикальные националисты.
Каждый год первые дежурно поднимали вопрос о придании православному Рождеству, Пасхе и 8 марта статуса праздничных дней, а вторые столь же дежурно голосовали против. Каждая из сторон во время голосования набирала, соответственно, по 20-25 голосов "за" и "против", а остальные депутаты (почти половина, а иногда и чуть более половины) столь же дежурно… воздерживались.
Прения по поводу 8 марта в Сейме 10-15 лет назад по своему накалу намного превосходили вялые споры нынешних слуг народа. Разве возможен сегодня такой прекрасный диалог? В нем все — и нотки ностальгии по славному прошлому, и опасения по поводу возвращения в советский "ад", и очернение былого, и нежелание уступать даже в малом по принципу "покажи палец, так всю руку откусят", и отправка прямиком в Москву: История дня. Как Латвия не смогла победить 8 марта
К 2006 году шило в мешке утаивать стало все сложнее — праздник 8 марта, вопреки желанию националистов, коварно проникал везде. В Риге проводят шествие, в Вентспилсе организовывают праздничный вечер, тоже самое творится в Лиепае. Более того — депутаты "Центра согласия" 8 марта 2006 года устраивают настоящую диверсию, одаривая цветами и открытками своих коллег и вообще всех женщин, которые работали в Сейме в тот день.
И случилось чудо — "за" возвращение праздника в ходе весенней сессии парламента голосуют уже не 20-25 человек, как обычно было до того момента, а 43 депутата. Сейм принимает решение вернуться к рассмотрению этого вопроса уже после выборов — 7 октября. И… не возвращается.
Возвращение, и возвращение триумфальное, случается лишь весной 2007 года, когда президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга неожиданно поздравляет женщин с 8 марта, открывая отреставрированный выставочный зал в Салдусском историко-художественном музее.
Полтора месяца спустя, 26 апреля 2007 года Сейм большинством голосов во втором чтении принимает поправку "Центра Согласия" к закону "О праздничных, памятных и отмечаемых днях", согласно которой 8 марта — Международный Женский день — становится в Латвии официально отмечаемым. Помимо 8 марта в перечень отмечаемых дней вошли 15 мая — Международный день семьи, 1 июня — Международный день защиты детей, второе воскресенье июля — День моряка, первое воскресенье октября — День учителя, а также 24, 25 и 26 декабря — Рождество.
"За то, чтобы признать 8 марта официально отмечаемым днем, проголосовали не только депутаты от левой оппозиции, но и многие парламентарии от Союза "зеленых" и крестьян, а также большинство женщин-депутатов от "Нового времени", — комментирует эти события Валерий Агешин: — "Наконец-то депутаты признали очевидное: 8 марта в Латвии является всенародным праздником — причем, как в русской, так и в латышской среде. А политика государства должна отвечать реальности! То, что нам удалось добиться признания 8 марта — это победа".
В последующие годы националисты несколько раз поднимали вопрос об исключении 8 марта из числа памятных дат, но успеха эти предложения не имели. Где-то к 2010 году они перестали и пытаться, а острая "праздничная" политическая риторика в Сейме сместилась в сторону православных Рождества и Пасхи.
Отношение общества к 8 марта в последующие годы также не изменилось — мужчины продолжали одаривать женщин, а женщины с благодарностью принимать цветы и иные подарки. Даже кризис 2008-2010 годов, хотя и снизил спрос на цветы, праздник не отменил. Число тех, кто "прикрылся" кризисом тогда составило не более 18%. И уже в 2011 году спрос на цветы на 8 марта восстановился.
В 2013 году стало возможным говорить о триумфальном возвращении 8 марта не только в дома, но и на рабочие места — опрос показал, что его отмечают 82% латвийских трудовых коллективов. Те, кто забыл о том, как это было в СССР, могут прочитать прекрасную статью о праздновании 8 марта на предприятии Dzintars. А о том, какие экстремальные формы праздник может принимать сегодня — в посмотреть в репортаже о том, как год назад пассажирок канатной дороги в Сигулде на 8 марта одаривали цветами.
Не стал исключением и 2015 год: 8 марта собирались отмечать 74% респондентов. А на Ратушной площади около бывшего Музея оккупации вывешено поздравление рижанок с праздником, как сделала это Рижская дума и три года назад. А это значит, что он продолжает вызывать ассоциации с советским прошлым и в любой момент может вновь стать их жертвой.
Доктор юридических наук Латвийского университета и исследователь деятельности КГБ ЛССР Кристине Яриновска напомнила женщинам и сейму Латвии о том, что праздник 8 Марта – "унизительное наследие оккупационного режима".
По ее мнению, эта дата должна быть удалена из списка праздников, отмечаемых в Латвии, так как его узаконили во время "советской оккупации".
"Восьмое Марта является частью идеологической системы пропаганды тоталитарного оккупационного режима СССР, женщины Латвии не заслужили такого унижения, что оно до сих пор находится в законе независимой Латвийской Республики. Сейм должен это решить", — написала Кристине Яриновска в своем Twitter, добавив ссылку на закон, где 8 марта объявляется в Латвии Международным женским днем.
Инициатива доктора наук, однако, не была поддержана большинством пользователей. В комментариях Яриновски попросили не демонизировать Международный женский день и не брать на себя ответственность за всех женщин Латвии.
"Не надо говорить от имени всех женщин Латвии. Если вас никто не вспоминает в этот день, то, поверьте мне, это не вина всех женщин Латвии", — с сарказмом отметила Дайна Шадре.
"Есть женщины, которых вспоминают круглый год, а не в один день советского стыда", — парировала Кристине Яриновска.
"Может быть, погуглите и почитаете про суфражисток, которые для вас добились права на голосование? И другие возможности равноправия?
Мне стыдно за то, что вы пишите, а не за 8 марта. Знать историю не так уж плохо", — присоединилась к комментаторам пользователь Ивета.
Мужчины также вступили в спор с Яриновски и опротестовали ее аргументы, напомнив о том, что, например, в Берлине официально объявили Международный женский день выходным.
Кристине Яриновска не первый раз выступает с критикой праздника 8 марта.
Ранее она высказывалась за то, чтобы перенести празднование женского дня на 16 марта, когда в Латвии проходит шествие легионеров.
Эту дату она предлагала выбрать в честь дня рождения поэтессы Аспазии, посвятившей себя знаменитому латышскому поэту ХХ-го века Яну Райнису.
По мнению Яриновской, 16 марта женщины вполне успешно могут переключить внимание с шествия легионеров на себя.
В Латвии 8 марта перестал быть выходным днем после выхода республики из СССР. 17 лет Международный женский день не был в Латвии ни государственным праздником, ни даже отмечаемым днем.
26 апреля 2007 года Сейм большинством голосов во втором чтении принял поправку "Центра Согласия" к закону "О праздничных, памятных и отмечаемых днях", согласно которой 8 марта - Международный Женский день - становится в Латвии официально отмечаемым днем.
[Вместо того, чтобы привести трущёбы рижской Маскачки в более-менее приличное состояние, власти запустили идеологическую кампанию по выявлению и устранению остатков советской символики на архитектурных объектах и переименованию улиц с «русскими» названиями.
Снесем пол-Риги ?
Борьба со всем советским, а прежде всего, конечно, с русским давно является мейнстримом латвийской политики. Ломать не строить.
Если уж следовать этой логике, то нужно сносить половину Риги: все построенные в советское время микрорайоны, мосты через Даугаву – по крайней мере Вантовый и Островной. Это тоже символы советского наследия. А жители Латвии, рожденные до 1991 года, – по логике они тоже часть советского наследия, кто бы как бы ни пытался от этого откреститься. Некоторые советские дома действительно нужно реновировать: они устарели и морально, и технически. Но до этого никому нет дела. Приятнее рушить то, что заметнее и вполне может функционировать.
Чтобы двигаться вперед, нужно думать о будущем. Латвия выбрала для себя другую концепцию: возвращаться в СССР как можно дольше. По сути сейчас то, что делают местные политики – это и есть возвращение в "махровые советские времена".
Советская власть глушила "вражеские голоса", латвийская запрещает те же вражеские, как она считает, голоса. Полиция мыслей – это уже не выдумка Оруэлла из "1984". Тесты на лояльность – это реальность современной демократической страны ЕС. В СССР тоже так делали.
Новый закон запрещает экспонирование в публичном пространстве памятников, произведений искусства или других объектов, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев: памятник прославляет оккупационную власть СССР или нацистской Германии, связанное с ней событие или лицо, идеологию тоталитаризма, насилие, военную агрессию и идеологию,а также включает в себя символы советского или нацистского режимов.
На территории Латвии эпоха железа продолжалась до 1200 года, когда на смену ей пришла новая историческая формация — феодализм
Исторические эпохи развития человечества не охватывали все страны одновременно. Когда на территории нынешней Латвии еще продолжалась эпоха камня, создавались поселения первобытных охотников и рыболовов, в странах Древнего Востока — в Египте и Междуречье уже существовали развитые земледелие и животноводство, были построены города, процветала торговля, была создана письменность. С другой стороны, еще в прошлом столетии некоторые народы жили в каменном веке. Подобные различия в развитии отдельных народов определяются главным образом их географическим положением и природными условиями, в которых они живут.
Краткая история латвийской армии Латвийская армия одна из самых молодых в мире. 5 января 1919 года был организован Отдельный латвийский батальон. Шло время, и латвийская армия развивалась быстрыми темпами по самым высоким мировым военно-техническим стандартам. Уже в 1922 году ее техническая дивизия включала в себя дивизионы - автотанковый, электротехнический, бронепоездной, тяжелой артиллерии, которые затем стали полками. Балтийское море в 1930 году бороздилиподводные лодки 'Ронис' и 'Спидола' ,минные тральщики-оградители Viesturs и Imanta. Авиация в 1939 году состояла из почти 150 летательных аппаратов, включая истребитель Gloster Gladiator.