Заранее прошу извинить за то, что выкладываю не совсем мопед, возможно даже - совсем не мопед, но, надеюсь, подойдёт...
В конце концов, разница между велосипедом и мотовелосипедом - только в наличии мотора, и кроме мотора - действия ровно те же.
Итак. Летом, в июле, мне достался довоенный велосипед GEO, Gustav Erenpreis Original. Достался так - смотрю, один из соседей на даче чистит сараюшку, выносит всё из хозпостройки, и частью сжигает, частью несёт в мусорные контейнеры, а часть - просто стоит на газоне. И видно, что среди стоящей кучи хлама - руль виднеется... Подошёл, спросил. Оказалось - виднеется руль Риги-13. Спросил, нет ли мысли продать. Дядя сосед в своё время, подростком, на этой отцовской Риге гонял, даже покрасил, как водится - из баллончика, поверх всего... но интерес потерял, и воспринимал скорее как вещь, которую и выбросить жалко, и применить негде. Продал за небольшую денежку. И - "в комплекте" отдал старую чёрную велосипедную раму, за которую я тоже ухватился, увидев в куче. При ближайшем рассмотрении - рама оказалась от довоенного мужского дорожного велосипеда Эренпрейса, и, хотя и без колёс, шильдика и покрашенная чёрной краской или лаком навроде бакелитового - рама прямая и не ржавая. По номеру знатоки из Саулкрастского веломузея сказали, что велосипед был произведён в 1938 году - году массового выпуска.
В предвоенные годы в Латвии была благоприятная ситуация для производства велосипедов - есть заводики, грамотные рабочие, уровень жизни населения неплох, и очень многие могут купить велосипеды, но не так хорош, чтобы покупать мотоциклы или автомашины. И хотя велосипеды стОили, (если взять современные аналоги по отношению к средней зарплате), как теперь стоит дешёвый китайский скутер - всё же это был самый доступный вид транспорта, и брали их хорошо.
Густав Эренпрейс - это имя и фамилия, инженера и владельца завода. В человеке сочетались важные качества - он был и неплохим инженером, руководителем производства - и хорошим, как бы сейчас сказали, маркетологом и продавцом, рекламщиком. Поэтому, когда (кажется, в начале 30-х) он разругался с руководством делавшего велосипеды акционерного общества "Омега" - он создал свою фабрику, которую, ничтоже сумнящеся, назвал в честь себя, любимого - "Густав Эренпрейс", и добавил "Оригинал" - чтобы а) звучало круче, по-иностранному, и б) можно было отличить от продукции "Омеги", которая тоже уже была узнаваема на рынке в связи с его именем.
Эренпрейс имеет самое прямое отношение и мопедной тематике - именно на основе его завода после войны сделали Красную Звезду, первые велосипеды и мотовелосипеды были очень похожи на довоенные, хотя и, как следствие в десятки раз увеличившегося объема производства - заметно похуже качеством. Сам Густав работал на том же заводе ведущим инженером - талант есть талант, удержался.
К слову - хотя имя и фамилия звучат на немецкий лад, скорее всего Густав наш - был вполне себе латыш, так как когда демократически избранный президент Гитлер А.А. совершенно добровольно репатриировал почти поголовно всех немцев из Латвии - Густав Эренпрейс остался. А немецкость имени может объяснятся тем, что года этак до 1914 - немцы в Лифляндии были весьма авторитетны, и примером для подражания, себе онемечивали имена и фамилии, чтобы казатся важнее.
Как и с названием фабрики - Густав Эренпрейс не утруждал себя выдумыванием звучных названий для велосипедов. Выпускали, в основном, две модели - "Густав Эренпрейс Оригинал модель А" и "Густав Эренпрейс Оригинал модель Б". А от Б отличались - ценой и соответственно, качеством отделки. У Б - меньше хрома, попроще рисунки на раме, простой формы и меньше диаметром предняя звёздочка. Зато - цена приятнее. Судя по звёздочке - мне досталась модель Б.
Рама мужская. Хотя, как ни казалось бы парадоксально - в те времена выпускали заметно больше велосипедов с "женской рамой", в пропорции примерно 60 на 40. Так как два велосипеда на семью - всё же дороговато, а мужик на женском спокойно сможет ехать, в отличии от довоенно одетой женщины на мужской раме... Да и дети могут заметно раньше и проще сесть на женский велосипед. Вот и брали женские лучше. Но - по причине как раз бОльшей доступности для неуёмного и желающего попрыгать молодого поколения, вкупе с чисто конструктивной меньшей крепкостью "женских" рам - их до нас дошло значительно меньше, всё поломали. Вот и кажется, что были в основном мужские...
"Для работы, спорта, отдыха победитель всех гланых соревнований Латвии Г. Эренпрейс велосипедная фабрика в Риге, ул.Бривибас, 2, вход со сторны Элизабетес"
К слову - улицу Бривибас (улица Свободы, в переводе) переименовали из Александровского бульвара (в часть Александра Первого) а Элизабетес, или Елизаветинскую - не переименовали, хотя тоже - в честь Елизаветы, которая Петровна и царица. А главную улицу исторически называли, последовательно: - Александровский бульвар - Свободы - ул. Адольфа Гитлера - ул. Ленина - снова ул. Свободы пока...
Действительно, надо и современного Эренпрейса упомянуть. Зовут его Том (Томс) Эренпрейс, действительно, потомок того, довоенного.
У него была (и, кажется, есть?) маленькая мастерская, на втором этаже старого деревянного дома на улице Чака (бывшей Мариинской). Занимался восстановлением и реставрацией былого - на коммерческой основе, что скажут, то и сделают. Видел очень хорошо собранные довоенные, а видел и совершенно халтурно сляпанные Риги - видимо, в зависимости от того, чего заказчик хочет, и за какие деньги.
Буквально в этом году он решил, видимо, использовать марку, так сказать.
Вроде бы идея неплоха - в Латвии и спрос на ситибайки есть, и к обычной ностальгии, воспоминаниям о "старых временах" добавляется пропагандистское глорифицирование Первой республики. Это несмотря на то, что отец нации Карлис Ульманис собственно республику и парламент военной силой разогнал, а потом поверил обещаниям солнца народов Сталина И.В., и отдал авторитарное (и попробуй вякни против!) указание сдатся без сопротивления. За что и поплатился, умерев в лагере далеко в СССР в 1943 году... Но его именем несколько улиц названы, памятник стоит в центре Риги, и всё там было хорошо, молочные реки, кисельные берега и самая зелёная трава. Так что "велосипед, как в добрые старые времена" - хорошая завлекаловка.
Что же до велосипеда... И так цена не из низшего сегмента, чему способствует то, что например, стоят кожаные сёдла с именным тиснением "Эренпрейс", так, чтобы цена не стала заоблачной - использует обычные дешёвые компоненты, вроде стандартных вилки, звёздочек, не ахти педалей и тормозов. http://erenpreiss.com/lv/gustav/
Компоненты - точно стандартные и из, скажем так, не самых, но дешёвых (кроме седла). Про раму - не знаю. Либо действительно, полуштучное производство на заказ, либо - что-то опять же, из голландских серий, заказанное на тех заводах.
Так себе, средний ситибайк, за те же деньги заметно послабее бэушных, но из дорогого класса голландских велосипедов. Но за счёт ностальгии и марки - может выжить.Посмотрим, через пару лет.
P.S. Это не столько статья, сколько задумано начало - я собираюсь догими зимними вечерами Эренпрейс собирать и восстанавливать, о чём и писать сюда. До сих пор было, та сказать, теоретическое обоснование и исторический экскурс.
В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года). Это был первый мокик, выпущенный на заводе. Он оснащался кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стояли двигатели «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Так же в этом году...