История жизни и смерти Гэри Гилмора а также его любви,преступника который непонятно ради чего убил двоих невинных людей, логики его я так и не понял,как будто бы сознательно идя на смертную казнь,и там произнес ту фразу,немного в другом виде,переделанную потом и выпущенную как рекламный слоган.
Главное действующее лицо этой "Музыкальной истории" - американец Гэри Гилмор, который «подарил» пациенту свои глаза, фирме Nike — броский слоган, а британской панк-группе The ADVERTS — хитовую песню! Рассказывает Андрей Ласкателев...
en.wikipedia.org
Gary Gilmore (criminal) — Wikipedia
Да, обычный душегуб; убил нескольких человек, причём просто так, без видимых причин, при ограблении. К своей жизни относился тоже наплевательски: от полиции не бегал, сам сдался, спокойно воспринял приговор (смертная казнь), уволил адвокатов, пытавшихся добиться пересмотра дела, выбрал расстрел, и когда предложили, уже на стуле, сказать последнее слово, ответил: "Да давайте уже сделаем это, в конце концов!" ("Let's do it", простите за мой вольный перевод).
Да–да, именно стул: расстреливаемых не ставят к стенке, как это обычно представляется, а усаживают на такой вот стул,
привязывают, и... технику дела можете узнать здесь. Стулья, правда, сейчас, несколько изменились — нет уже былого комфорта, который испытал Гилмор (и Томми Ли Джонс в роли Гилмора — аж целый фильм сняли).
При чём же тут, однако, Найк?
Найк тогда воевал с Рибоком, и проигрывал... То ли Рибок, то ли ещё кто–то ввёл моду на ежедневные пробежки (а вы думали, человек в здравом уме станет бегать по улицам, если ему хорошенько не промыть мозги?), и Рибок заинтересовал своими кроссовками женскую аудиторию, сконцентрировался в рекламе именно на жнщинах — не отражено ли это, кстати, в другом фильме — "Чего хотят женщины"?...
Кроссовки расходились на ура, Найк отставал, срочно требовалась рекламная кампания такой силы, чтоб перекрыть рибоковские полтора миллиарда долларов в год. Год, кстати, уже 1987–й, спустя десятилетие после казни Гилмора.
Искали слоган.
Мучительно пытались, как герой Гибсона в упомянутом выше фильме, найти что–то ёмкое и краткое.
Занимался этим Дэн Уиден, но даже перед решающей встречей с владельцем Найка ничего не не мог изобести, как ни бился...
Далее его воспоминания: Я сел и набросал четыре или пять слоганов....И по неведомой причине я задумался о Гэри Гилморе. Гэри кое–кого убил в Юте, а это не лучшее место для убийства, потому что тебя поймают и убьют в ответ. Он был осужден и приговорен к расстрелу. Так что они приволокли его в некое помещение, усадили на стул и, прежде чем надеть на его голову мешок, спросили, не хочет ли он сказать что–нибудь напоследок. И он сказал: "Давайте сделаем это!" Помню, когда я прочитал об этом, то подумал, что это поразительно – стоя перед лицом абсолютной неопределенности, стремиться к столкновению с ней. Мне не нравилось только слово «давайте». Я заменил его, потому что, оставив все как есть, выказал бы Гилмору уважение, чего делать не должен был.
Женщин в рекламе с новым слоганом использовать не стали, даже наоборот: сняли в первом ролике восьмидесятилетнего старичка в кроссовках Найк, стали крутить по телеку и... Ну, в общем, перегнали Рибок, и много–много денег заработали.
Хэппиэнд.
А для желающих побольше узнать про убийцу–вдохновителя есть специальный сайт под жутковатым названием Мардерпедия.
Да, ещё немного про стулья и расстрелы.
Гилмор был первым казнённым после десятилетнего перерыва — сначала казнь в Юте отменили, но после решили вернуть; Гилмор под это и попал. Поскольку он был первым казнимым за долгие годы, интерес (нездоровый, я считаю) у общественности был огромен: кто–то привычно выступал против казни, кто–то даже за Гилмора лично, нашлись, естественно поклонники, пистолет его выставили на аукцион со стартом в миллион баксов — в общем, ажиотаж был по всей стране. Наверное поэтому его широко разрекламированные зачем–то последние слова запали в голову многим и воплотились, в итоге, в Just do it!
P. S.: А сейчас с исполнением смертных приговоров проблема, по крайней мере со смертельной инъекцией. Европейские поставщики отравы выступают против смертной казни как таковой, яд поставлять отказались, а своего то ли нет в Штатах, то ли надо отлаживать новые цепочки поставок; в общем, у расстрела есть будущее. Как бы это ни звучало...
Написал Aureus