Зенькович Н. А.
Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина.
Журнал "Родина", 1995 год, N 7 г.
Ретродетектив.
ОН — супермен, прошедший специальную подготовку в секретных спецподразделениях, мастер перевоплощений. Сегодня он может предстать перед вами в образе заядлого театрала с бинокликом в руках, а завтра — легкомысленным курортником в плавках и сандалиях на босу ногу.
Этот человек вылавливал из Черного моря Брежнева. Спасал Горбачева от ядовитых змей. Выводил Гайдара из толпы разъяренных граждан.
Знакомьтесь: подполковник запаса Дмитрий Кузьмин. Двадцать лет он охранял первых лиц нашего государства, но только сейчас решил рассказать всю правду о своей работе.
— Как сами охраняемые относились к охране?
— Конечно, наличие тени за спиной не всегда приятно. Хотя мы соблюдали принцип: работать надежно, но ненавязчиво. По мере возможности выполняли свои обязанности незаметно. Но неминуемо возникают такие моменты, когда быть рядом с объектом просто необходимо.
Вообще, здесь процесс двусторонний: государственные деятели тоже должны понимать, что несут ответственность за свою безопасность. Они должны идентифицировать себя не со своим “я”, а со своей должностью. Нельзя, например, заниматься экстремальными видами спорта.
— А вот Путин любит горные лыжи…
— Что поделаешь… Можно только позавидовать его смелости и посочувствовать телохранителям. Как обеспечить безопасность на спуске? Не дай бог, крепление лопнет, президент покалечится. В наше время охраняемые не позволяли себе таких развлечений.
— Они к вам прислушивались?
— Особенно разговаривать-то не приходилось. Эти люди всегда крайне заняты, и любые расспросы, когда человек что-то обдумывает или едет с докладом, — знак невоспитанности. У нас было правило никогда со своими инициативами и проблемами в разговор не вступать.
Другое дело, если они сами обращались. Тогда можно было что-то объяснить, но очень корректно. Впрочем, такое случалось крайне редко. У них был свой круг помощников, консультантов, аппаратных сотрудников (которым мы очень сочувствовали, так как первые лица постоянно их напрягали). Но и опасаться за каждое слово не приходилось.
— Какие черты характера Брежнева доставляли охране особые трудности?
— Он любил подолгу купаться, далеко заплывать…
Однажды Леонида Ильича отнесло течением от правительственной дачи к обычному городскому пляжу. Охранники, как правило, сопровождали его во всех заплывах. Представляете потрясение отдыхавших, когда из воды вдруг вышел генсек в плавках и с ним несколько крепких ребят?
— А Горбачев?
— Он полностью игнорировал мнение охраны. Особенно напряженными были его внезапные и нелепые выходы в народ. Если б заранее обговорить, можно было бы все то же самое сделать, но совершенно иначе.
Надо же знать психологию толпы: когда задним ничего не видно, они напирают, а в передних рядах невозможно сдерживать натиск. Так и до давки недалеко. Могли пострадать и люди, и сам охраняемый.
— Вы пытались ему объяснить?
— Сколько раз! Но он считал, что ему нигде ничего не угрожает, а мы для того и приставлены, чтоб обеспечить безопасность. Но охрана не всемогуща. Иногда Горбачева приходилось спасать под благовидным предлогом, когда он даже не замечал угрозы.
Особенно в командировках. Люди трудно жили, хотели излить генсеку душу, иной раз только так и можно было решить проблему. Но не всегда подобное общение носило дипломатичный характер, зачастую ситуация грозила выйти из-под контроля. И надо было вовремя вмешаться.
— Я слышал, что однажды охранники спасли генсека от ядовитых змей. Это так?
— Насколько реально организовать покушение на первых лиц государства? Кому может прийти в голову такая идея?
— Иногда приходит, но это явная клиническая картина. Вспомните 1969 год — психически неуравновешенный Ильин. Возьмите Шмонова, который из рядов демонстрантов 7 ноября пытался выстрелить в Горбачева. Тоже совершенно невменяемый субъект.
Изменить политическую ориентацию путем убийства главы государства невозможно, и во всем мире от такого способа борьбы отказались. Тем не менее охрана должна быть готова к чему угодно: например, к покушениям религиозных фанатиков.
— Так знаменитое покушение на Путина, когда он проезжал по Кутузовскому проспекту, их рук дело?
— Думаю, никакого покушения не было. Просто подвыпившие юнцы, не разобравшись, эскорт там или что, рискнули покататься наперегонки с джипом охраны, тот в результате и перевернулся.
Нельзя охране на джипах ездить: это машина неустойчивая, если уж ее корыто с мотором перевернуло.
В советские времена охрана ездила исключительно на “ЗиЛах”. У нас в 9-м управлении проводились даже соревнования: кто перевернет “ЗиЛ”, получит “Москвич”. Так никому приз и не достался…
— Зачем понадобилось пересаживать охрану на джипы?
— На Запад смотрят!..
Подробнее: За мгновение до выстрела
Телохранитель советских вождей раскрыл “МК” кремлевские тайны
Из истории охраны
"Фюрерваген" - так в народе прозвали Мерседес-Бенц 770.
На этих суперавтомобилях двери, щит передка, спинка заднего сидения, пол кузова были защищены броневыми листами толщиной до 18 мм. Толщина пулестойких стекол - 40 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали.
Двери были снабжены электромагнитными замками с центральным управлением, а в специальных кобурах находилось стрелковое оружие, включая ручной пулемет. Фары и прожектора-искатели имели избыточную мощность, чтобы ослепить возможного преследователя.
Предусматривались также выдвижные подножки, на которых стояли телохранители...>>>
По теме:
|